а) Условия. 16 февраля 2002 г. главный бухгалтер предприятия АПК объявил выговор двум работницам бухгалтерии, опоздавшим На работу после окончания обеденного перерыва на 1 ч. Работницы обжаловали дисциплинарное взыскание в Государственную инспекцию труда, на то, что впервые нарушили трудовую дисциплину, а ранее неоднократно поощрялись; кроме того, опоздание не повлекло за собой неблагоприятных последствии.
Проверив жалобу, государственный инспектор 17 марта 2002 г. выдал работодателю обязательное предписание об отмене приказа.
Правомочен ли был главный бухгалтер применять такое дисциплинарное взыскание?
Порядок и методика выполнения задания. Право применения дисциплинарного взыскания предоставляет работодателю - юридическому или физическому лицу - СТ. 192 Трудового кодекса РФ. В организации функции работодателя (единоличного исполнительного органа) выполняет руководитель (ст. 273 ТК РФ), следовательно, только руководитель вправе налагать дисциплинарные взыскания. Другие должностные лица могут применять дисциплинарные взыскания, если их уполномочил руководитель организации либо такое право им дано уставом, правилами внутреннего трудового распорядка или иными локальными актами.
|
|
В данном случае руководитель организации незаконный приказ должен отменить, но сам объявить взыскание уже не может, так как прошел месяц со дня обнаружения проступка (т. 193 ТК РФ).
б) Условия. Работница УМСП «Новый путь» не выполнила распоряжение управляющего отделением: не вышла на работу по прополке кормовых корнеплодов. Ранее она уже подвергалась дисциплинарным взысканиям за другие нарушения. Управляющий отделением подал докладную записку на имя директора предприятия, в которой просит вынести строгий выговор работнице.
Какие меры дисциплинарного воздействия в этом случае применяют?
Порядок и методика выполнения задания. В ст. 192 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применить за неисполнение или ненадлежащее выполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей:
замечание; выговор;
увольнение по соответствующим основаниям.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных ТК РФ, поэтому нельзя применять дисциплинарное взыскание, прежде предусмотренное КЗоТ РФ 1971 г., строгий выговор.
Иногда работодатели объявляют нарушителям дисциплины предупреждение или выговор с предупреждением, пишут в приказе: «поставить на вид». Поскольку закон подобных дисциплинарных взыскании не предусматривает, эти меры можно расценивать как воспитательные - работник считается не имеющим дисциплинарных взысканий.
|
|
в) Условия. Тракторист АО «Пригородное», находясь в нетрезвом состоянии, угнал трактор. В течение некоторого времени он разъезжал на нем, пока не врезался в забор. Трактору были причинены повреждения. За грубое нарушение правил эксплуатации, повлекшее за собой тяжкие последствия, директор АО перевел тракториста в разнорабочие на 3 мес. Тракторист выйти на работу отказался, в связи с чем встал вопрос об его увольнении за прогул.
Вправе ли тракторист отказаться от перевода на другую работу?
Порядок и методика выполнения задания. Перевод на другую работу в качестве дисциплинарного взыскания не допускается (ст. 192 ТК РФ), к тому же на перевод требуется согласие работника (ст. 72 ТК РФ), поэтому тракторист вправе не исполнять приказ о переводе в разнорабочие. Уволить его за прогул нельзя. Однако закон разрешает уволить работника по инициативе работодателя за однократное нарушение требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 СТ. 81 ТК РФ).
2. Испытание приприеме на работу
а) Условия. М. была приглашена в 000 «Хлебторг» в качестве менеджера. Руководитель, желая проверить умение М. работать с клиентами, допустил ее к работе без оформления трудового договора и издания приказа. Поскольку М. не обладала надлежащими деловыми качествами, через неделю руководитель сообщил ей, что она испытание не выдержала и на работу принята не будет. Однако суд восстановил М. на работе.
В чем ошибка руководителя?
Порядок и методика выполнения задания. Испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе может быть проведено, во-первых, только при заключении трудового договора и, во-вторых, только по соглашению сторон. Условия об испытании должно содержаться в трудовом договоре, который в соответствии с законом должен заключаться в письменной форме.
Работодатель издает приказ о приеме на работу, отражающие основные условия трудового договора, с которым работник должен быть ознакомлен под расписку. Отсутствие в трудовом договоре или приказе указания на установление испытательного срока позволяет считать, что работник принят без испытания. Зачастую работники фактически допускаются к работе с ведома руководителей, но без надлежащего оформления трудового договора и приказа. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.
Суд восстановил М. на работе, поскольку у нее возникли трудовые отношения с работодателем в результате фактического допущения ее к работе с его ведома (ст. 16 ТК РФ). При этом отсутствие трудового договора и соответственно условия в нем об испытании означает, что М. была принята на работу без испытания(Т. 70 ТК РФ).
б) Условия. А. была принята на работу на комбикормовый завод 2 мес. При приеме на работу ей был установлен испытательный срок 2 нед. Через 10 дней она была уволена как не выдержавшая испытания. Суд восстановил ее на работе.
Каковы особенности приема на работу работников, заключивших трудовой договор на срок до 2 мес.
Порядок и методика выполнения задания. Работники, заключившие трудовой договор на срок до 2 мес., в ранее девствовавшем законодательстве назывались временными. При приеме на работу по трудовому договору сроком до 2 мес. работникам не устанавливается испытание с целью проверки их соответствия поручаемой работе, даже с их согласия (ст. 289 ТК РФ). Они считаются принятыми на работу без испытательного срока с первого дня заключения трудового договора.
|
|
в) Условия. 14 февраля Т. был принят на сезонную работу в ЧП «Ивушка» сроком на 6 мес. с испытательным сроком 2 нед. 110 истечении срока договора приказом от 13 августа он был уволен. Однако в связи с тем, что сезонные работы окончены, ему предложили заключить договор сроком на 2 мес. с 15 августа. 15 октября Т. уволили с работы в связи с истечением срока договора. Т. не согласен с увольнением, мотивируя это тем, что он проработал в общей сложности более полугода и считает себя постоянным работником.
Законно ли увольнение Т?
Порядок и методика выполнения задания. Срок действия трудового договора, заключаемого с сезонными работниками, не может превышать 6 мес. В отличие от лиц, принимаемых на работу на срок до 2 мес., работникам, занятым на сезонных работах, при приеме на работу может быть установлен испытательный срок, не превышающий 2 вед. Работники, принятые на сезон и проработавшие сверх срока, указанного в договоре, хотя бы 1 день, как и заключившие трудовой договор сроком до 2 мес., становятся постоянными работниками.
Увольнение Т. в данной ситуации следует признать законным, так как он был уволен своевременно в связи с окончанием срока сезонной работы и с ним был заключен иной вид договора - на выполнение временной работы сроком до 2 мес., по истечении которого он был вновь уволен на законном основании, а именно по СТ. 79 ТК РФ.
3. Материальная ответственность
а) Условия. Работодатель задержал работнику выплату 10000 руб. с 10.01.04 по 20.05.04 Г.
Какова сумма денежной компенсации работнику?
Порядок и методика выполнения задания. Следует руководствоваться статьями Трудового кодекса РФ.
22. Ролевая структура коллектива
Роль в коллективе | Ролевое поведение |
Генератор идей Компилятор идей Эрудит Эксперт Энтузиаст Критик Организатор Лидер Делопроизводитель Связной Сторож Координатор Проводник Оптимист Нигилист Конформист Догматик Комментатор Кляузник Борец за правду Общественник Важная птица Казанская сирота Ерш Себе на уме Лентяй Наполеон | Творческие роли Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативные решения, находит пути и средства реализации идей Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностями соединения разных идей, разрабатывает технологию использования идей на практике Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем прошлого и настоящего Способен оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения Личным примером и обаянием заражает верой в успех общего дела, побуждает работать добросовестно Подвергает анализу ход и результаты работы группы, дает критическую, часто негативную оценку выдвигаемых идей Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурм» деятельность отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели Коммуникационные роли Обладает высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывает влияние на поведение группы в целом отдельных ее членов Выполняет рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, доводит их до лидера Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером Хорошо знает географию и историю района, структуру организации и обеспечивает связь группы с внешней средой Поведенческие роли Всегда уверен в успехе общего дела, находит выход из кризисных ситуаций, заражает позитивным поведением членов группы Неуверен в успехе дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «белой вороной». Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство. Упорно держится норм, стоит до последнего на своем, не соглашаясь с рациональным решением группы Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту Собирает слухи, часто непроверенные и ложные, способствует их распространению. Везде видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции Носитель и выразитель общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «почины. И «мероприятия. В рабочее время. К обязанностям по службе относится посредственно Напускает на себя загадочный и важный вид, давая понять, что многое знает и у него есть «рука». Ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и у руководства Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами На работе занимается преимущественно личными делами (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает квартиру и дачу и пр.), используя служебное положение Не проявляет активности, занимается второстепенными делами (читает газеты, курит, ходит по отделам, ведет пустые разговоры) Тщеславный человек с манией величия, гениальности, непризнанности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях |
|
|