Цель занятия. Научиться правильно, использовать организационно-распорядительные методы управления в практической деятельности, освоить методику разработки· важнейших норм и нормативов, с помощью которых осуществляется организационное регламентирование деятельности предприятий АПК.
Условия и исходные материалы. На занятии используют данные, полученные студентами в период учебно-методической и производственной практики, типовые уставы и положения об организации, другие нормы и нормативы. На их основе разрабатывают проект устава организации или отдельные его разделы по заданию преподавателя, а также другие распорядительные документы.
Порядок и методика выполнения задания. Важнейшая управленческая функция, реализуемая в деятельности предприятий АПК, организация системы и процессов управления, которая включает: создание организации, выбор ее организационно-правовой формы;
выработку структуры организации;
определение штатной численности и состава (номенклатуры) должностей - руководителей, специалистов, технических исполнителей;
|
|
регламентацию деятельности структурных подразделений и работников;
формирование совещательных органов управления; регламентацию деятельности аппарата управления; лицензирование деятельности (в необходимых случаях); установление режима работы и системы охраны; организацию труда работников и его оценку; реорганизацию при необходимости;
ликвидацию организации и некоторые другие виды работ. Организационная деятельность выражается в разработке и утверждении комплекса организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, функции, структуру, штатную численность и должностной состав работников, функции отдельных подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.
К организационно-правовым документам относятся:
1) устав и положение об организации;
2) положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах организации;
3) регламенты работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления или руководства;
4) штатное расписание;
5) инструкции по отдельным видам деятельности, нуждающимся в регламентации (например, по документационному обеспечению);
6) должностные инструкции работников;
7) правила, памятки и др.
Организационно-правовые документы содержат положения, которого обязательные для исполнения, в них реализуются нормы административного права. Они представляют собой правовую основу деятельности предприятия. Эти документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным органом - вышестоящей организацией, руководителем данной организации или ее коллегиальным органом (например, собранием, акционеров или советом директоров и др.) или руководителем структурного подразделения - в зависимости от вида документа.
|
|
Цель разработки организационно-правовых документов наиболее рациональное разделение труда между подразделениями и работниками и его кооперация.
Документы оформляют на стандартном листе бумаги с обязательным нанесением всех необходимых реквизитов: 1) название организации и (или) подразделения (если документ утверждается руководителем подразделения); 2) наименование документа; 3) дата; 4) номер документа; 5) заголовок к тексту; 6) текст; 7) подпись; 8) гриф утверждения. Датой организационно-правового документа является дата его утверждения.
Текст большинства организационно-правовых документов состоит из разделов, имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты, нумеруемые арабскими цифрами. В процессе подготовки документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования (визирования) со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, юридической службой (юристом), заместителями руководителя организации или одним из заместителей, курирующим соответствующее направление деятельности.
В качестве примера рассмотрим схему разработки устава организации.
Устав - правовой акт, определяющий структуру, функции и права организации. Общие положения о порядке составления и оформления устава содержатся в части первой ГК РФ. Порядок составления и оформления уставов для учреждений конкретных организационно-правовых форм регулируется отдельными законодательными актами.
Текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и пронумерованных арабскими цифрами.
1. Общие положения.
2. Акционерный капитал (уставный капитал).
3. Порядок деятельности.
4. Управление.
5. Учет и отчетность, распределение прибыли.
6. Прочие накопления.
7. Прекращение деятельности.
В разделе «Общие положения» указывают полное и сокращенное официальное название организации, ее статус, почтовый адрес, на основания, на которых она создана; чем руководствуется в своей деятельности; наличие филиалов, дочерних фирм представительств; предмет и цели деятельности; наличие зарегистрированного товарного знака, фирменного бланка, печати.
В разделе «Акционерный капитал (уставный капитал)» определяются размеры вкладов каждого учредителя (участника), оговариваются условия увеличения (уменьшения) уставного фонда регламентируются права участников на отдельные объекты, входящие в имущество организации.
В разделе «Порядок деятельности» устанавливаются цели, виды деятельности, механизм отношений с другими организационными в финансово-хозяйственных вопросах, а также определяются права, которыми наделяются участники в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Раздел «Управление» регламентирует состав органов управления и их полномочия. Например, в акционерном обществе с большим числом акционеров:
общее собрание акционеров - высший орган управления обществом (порядок созыва, проведения общих собраний, правомочность принятых решений);
совет директоров - высший орган управления обществом в промежутках между собраниями акционеров, избираемый общим собранием (число директоров, срок, на который они избираются, их компетенция, порядок выборов председателя и срок его деятельности);
исполнительные органы - генеральный директор, исполнительный директор, правление (какие именно исполнительные органы действуют, их компетенция, права и порядок деятельности);
|
|
ревизионная комиссия - орган, осуществляющий проверку финансово-хозяйственной деятельности (формирование комиссии, срок и частота проведения проверок, порядок представления отчетности).
В разделе «Учет и отчетность, распределение прибыли устанавливается порядок ведения бухгалтерской и статистической отчетности, представления сведений о деятельности общества в налоговые и иные органы, подведения итогов финансовой деятельности общества, а также распределения прибыли.
В разделе «Прочие накопления» определяются размеры дополнительных фондов общества, кроме уставного (страховой, резервный), если они имеются.
Раздел «Прекращение деятельности» устанавливает порядок ликвидации общества, его реорганизации, а также рассмотрения общества с физическими и юридическими лицами.
Кроме пере численных в устав могут быть включены и другие разделы, отражающие специфику деятельности организации.
Устав оформляется на стандартном листе бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов общего бланка: наименование организации; наименование документа и дата его составления; номер документа; заголовок к тексту; текст; подпись; гриф утверждения; (метка о регистрации устава, печать регистрирующего органа.
Устав утверждается общим собранием учредителей или участников. Гриф утверждения оформляется следующим образом:
УТВЕРЖДЕНО Собранием учредителей открытого акционерного общества «Веста» (протокол от 18.12.2003 NQ 1)
Отметка о регистрации устава включает наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию создаваемых организаций, дату регистрации, государственный регистрационный номер. Она заверяется печатью регистрирующего органа.
Распорядительное воздействие на предприятиях АПК осуществляется в форме директив, постановлений, приказов, распоряжений, указаний в письменной или устной форме. Основное назначение распорядительных документов - регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечить реализацию поставленных задач.
|
|
Решения, фиксируемые в распорядительных документах, направлены на совершенствование организационной структуры предприятия, характера, содержания, средств и способов осуществления его основной (производственной) деятельности, обеспечение его финансовыми, трудовыми и иными ресурсами.
В юридическом плане распорядительные документы относятся к нормативным правовым актам.
Основанием для издания распорядительного документа может быть необходимость:
исполнения принятых законодательных, нормативных правовых актов и иных решений вышестоящих органов;
собственная исполнительно-распорядительная деятельность, вытекающая из функций и задач организации.
Распорядительные документы могут издаваться совместно несколькими органами управления.
С точки зрения порядка разрешения вопросов (принятия решения) все распорядительные документы делятся на две группы: издаваемые в условиях коллегиальности (решения, постановления);
по единолично принятому решению (приказы, распоряжения, указания).
В первом случае распорядительные документы издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (собранием, советом, правлением и т. д.). Коллегиальность позволяет находить ответы на сложные вопросы, требующие серьезной проработки. При единоличном принятии решений власть по всем вопросам управления в организации принадлежит ее руководителю. Это обеспечивает оперативность управления, повышает персональную ответственность руководителя за последствия.
Процедура издания распорядительных документов включает следующие стадии:
инициирование решения - обоснование необходимости издания документа;
сбор и анализ информации; подготовка проекта документа;
согласование проекта документа;
внесение проекта на рассмотрение руководства; принятие решения (подписание документа); доведение документа до исполнителей.