Государственное и негосударственное регулирование социально-культурной сферы. Культурная политика на федеральном, региональном и субрегиональном уровнях

Госуд. регул. в сф. культуры – деят-ть по сохранению, умножению, распределению культ ценностей. Осн. роли гос-ва по отн. к культуре:Помощник – концентрация внимания на поддержании и развитии разнообразия как в некомм профессиональном, так и в люб тв-ве. Роль гос-ва – в поощрении и привлечении финансовых инструментов. (США).Патрон – обес-ие стандартов профтворчества и деят-ти. Стипендии. Активно уч. в культ. жизни (чем помощник) – Великобритания.Архитектор – помощь к-ре и ис-ву – часть программы по повышению благосостояния об-ва. В основе политики – стандарты общества. Поддержка – долгосрочное фин-ие. (Франция)Инженер - гос-во владеет и распоряжается ср-ми осущ-ия культ. деят-ти и худ. ТВ-ва. Подд-т то иск-во, кот. отвечает идеологическим и полит. нормам. СССР.Правовые рамки в России – ФЗ «О культуре» 1992 год. – целый ряд статей ликвидирует монополию власти на упр-ие куль жизнью. Гос-во берет на себя все обязательства по ведению стат. учета, инф-му и научно-методическому обеспечению куль деят-ти, развитию меценатства, благотв-ти, спонсорства по отн. к к-ре. Законы «О культуре», «О некоммерческих орг-циях», «об обществ. орг-циях» и другие, ряд законодат актов, регулирующих вопросы автор права, охраны кульнаследия, ряд указов президента РФ. Негос. поддержка СКС. Сотр-во и взаимодействие сферы культуры и бизнеса – реальные и конкретные дела, нередко далеко выходящие за рамки непоср. д-ти предприятий. Формы сотрудничества: спонсорство, патронаж, благотворительность. Культурная политика «культурная политика» Г.М. Бирженюк и А.П. Марков — это сектор государственной и общественной политики в различных сферах к-ры, ис-ва, образ-я, сохранения культ наследия. В более узком понимании - это программные разработки конкретных проблем, организации, прогнозирования культурного строительства.

Современная федеральная СК политика отличается крайней непоследовательностью и внутренней противоречивостью. С одной стороны, предпринимаются опред усилия для сохранения матер культ объектов. Об этом свидетельствует, в частности, федер ЦП «Культура России (2006-2010 годы)». Стратегической целью к-ой объявлено сохранение культ потенциала и культ наследия страны. С др стороны. Активно создается ситуация невостребованности и ненужности отечественной к-ры. Широкая сеть гос образовательных уч-ий и УК практически утратила значение общегражданского соц института.

Глубокой разобщенности социального и культурного начал в общественной жизни способствует приверженность нынешней куль политики матер миру к-ры, ее ориентированность на матер и фине основы СК деятельности. По сути дела, сфера к-ры явл-ся объектом технократического управления, при к-ом СК феномены приобретают сугубо эк ценность.

Одна из фундаментальных проблем культурной политики современной России связана с задачами осмысленного регулирования социальной дифференцированности культуры. Важнейшей проблемой социальной дифференцированной культурной политики является ее четкая иерархизированность по макро- и микроуровням, по источникам обеспечения (государственным, региональным, местным, коммерческим, различным формам самообеспечения), по институциональным уровням управления и регулирования. Сейчас культурная политика в России представляет собой сравнительно автономную деятельность различных ведомств, отвечающих за охрану культурного наследия, художественную деятельность, печать, библиотечное дело и т. п. Культурная политика сегодня - ахиллесова пята социальной сферы.

Культурная политика недавнего совет.прошлого была фактом действительности. Ею занимались, ее разрабатывали, безусловно, во многом она была излишне идеологизирована, но в ней были понятные большинству граждан ориентиры: всеобщая грамотность, общедоступность образования, определенная степень идеологизированного просвещения, государственная поддержка искусства, всего спектра культурных учреждений. Трудности современной культурной политике России не только финансовые и правовые, но и КОНЦЕПТУАЛЬНЫе. У нас нет ОПРЕДЕЛЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ, по которой бы мы создавали КП. В начале реформ было заявлено о том, что Россия интегрируется в мировое культурное пространство, а следовательно и признает приоритет общечеловеческих духовных ценностей, актуализирующихся через национальный менталитет, через традиции и т.д. Но от этого мы возвращаемся к мысле, что наше спасение в общенациональной идее. Не приведет ли это вновь к идеологизации. Нет идеологии по культурному развитию страны, кот заменила бы советскую и способств развитию России (поэтому популярны запад ценности и массов к-а).

Общие цели ГКП: всесторон развитие ситсемы СК ценностных ориентаций, СК модернизация общества, новая аксеология быта, корректировка современного содержания отеч к-ы, научное и кадр обеспечение этих процессов. + оперативное решение проблем в обл К Основные проблемы: 1. Отсутствие единой современной системы управления, регулирования, финансиров-я и правов обеспеч К. (з-н о культуре) 3. Не входит как полноценная часть во все другие направления политики (в эконом развитие, внешн эк-ку и т.д.). Не признана приоритетность к-ы во внешнем имидже страны. 4. Нет системы культурного планирования (введение инноваций с учетом реформирования всей инфраструктуры) Нет четкого курса и направления долговременного развития КП в России (поэтому КП часто зависит от того, что говорит или любит Президент или министр или мэр). 5. Не отработана система финансирования, поэтому мало денег. Ориентация на запад образцы, но УК еще не готовы (Закон об автоном учреждениях, где УК дол перейти на самоокупаемость) Отсутствие кадров и их подготовки в сфере упр-я УК и органами власти в рыноч эк-ке. Не предприн. достат мер по устранен негат последствий коммерциализации К. (сломана сеть УК) Не достат популяриз-ся региональная и этнические к-ы. 10.не достат мер по культ обьедин и снятию межэтнической напряж-ти. Не развивается соц инициатива и творч самод-ть; новаторство в обл СКД. Плохо организ-но взаимод-е с соц институтами (СК проекты из вузов к-ы и искусства), бизнесом. Плохой контроль информации в СМИ (популяр-я масс к-ы и некачественных образцов к-ы) 13.Плохо охран-ся кул наслед (прод-ся, рушит) (О выв и ввозе к-х ценностей).

В 2011 году На сайте Госдумы появился текст внесенного на рассмотрение проекта нового закона «О культуре в Российской Федерации». Этот законопроект предложила группа депутатов во главе с председателем комитета по культуре Григорием Ивлиевым, а разрабатывался документ при участии Российского института культурологии.

Один из ключевых принципов, закрепленных в законопроекте, - ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранение и развитие культуры. Государство обязано создать систему гарантий реализации права на участие в культурной жизни. Это прежде всего поддержка организаций культуры, гарантии работникам культуры, сохранение культурных объектов, создание единой информационной системы, сохранение единого культурного пространства, широкое вовлечение граждан в культурную жизнь. Органам государственной власти будущим законом вменяется в обязанность создавать условия для сохранения бесплатности основных услуг общедоступных библиотек и других видов услуг в сфере культуры, обеспечивать льготы для детей, школьников, студентов, инвалидов, пенсионеров и малоимущих при посещении музеев, кинотеатров, театров. Кроме того, для несовершеннолетних предусмотрено бесплатное посещение музеев один раз в месяц.

"Достижение этого закона, - считает специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, - понимание того, что культура - это среда, и задача государства создавать эту среду". "Закон о культуре должен гарантировать гражданам свободный доступ к культуре, свободу творчества и сохранение культурного наследия, эти три основополагающие вещи есть в новом законопроекте", - отметил он.

В проекте отражены основные приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры, раскрыто содержание прав и свобод человека, зафиксированы благоприятные правовые условия для развития всех видов деятельности, урегулирован правовой статус творческих работников и организаций культуры. Там, естественно, нет и не может быть конкретных цифр, сколько процентов от ВВП выделяется на культуру. Но записаны, по словам Ивлиева, "минимальные стандарты получения благ". "Мы не просто будем выделять деньги на библиотеку или на охрану памятника, мы говорим: благо должен получить человек» - заявил Ивлиев.

Проект нового закона "О культуре в РФ", который остался не только непринятым, но и недоработанным после критики. В этом проекте, по многим оценкам, было немало хорошего. Например, впервые в российском законодательстве культура была признана "стратегическим ресурсом инновационного развития страны". Что же нужно сделать, чтобы закон был не рамочным, а действенным? Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин предлагает обратить внимание на региональные законодательные инициативы:

"Во-первых, надо посмотреть, что у нас есть. Потому что в субъектах Федерации тоже есть законодательства о культуре. Где-то лучше, где-то хуже. Посмотреть те достижения, которые в субъектах уже есть, взять лучшее и создать новую законодательную базу".

Есть и еще одно предложение - по изменению проекта закона о культуре, которое поступило от представителя Совета Федерации Людмилы Боковой:

"Я считаю, что в новом законодательстве должно, прежде всего, вырасти государственное участие в культурной деятельности. Иначе культура потеряет свое положительное влияние на общество".

Сбор мнений продолжается, но он не может быть долгим. В соответствии с поручением президента Владимира Путина уже к 1 апреля должен быть готов проект основ государственной культурной политики. А к 1 сентября, настаивает Валентина Матвиенко, необходимо подготовить и представить на рассмотрение в Госдуму доработанный новый федеральный закон "О культуре в РФ".
Главный вопрос, на который так или иначе должен был ответить новый закон, — сама модель обеспечения культурной деятельности, распределение ресурсов и полномочий. Ответ на этот вопрос дается вполне однозначный: в пояснительной записке к проекту закона говорится, что «полномочия Российской Федерации должны максимально способствовать участию федеральных органов власти в обеспечении деятельности в сфере культуры на региональном и местном уровне».

Был один проект закона (который якобы заменит закон 1992 г.), в сфере регулирования культуры, сейчас еще один проект, Согласно Паспорту государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 гг. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р), национальным «культурным кодом» является «система самобытных, доминирующих в обществе ценностей, смыслов и взглядов (знания, умения, навыки, интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, формы общения, духовное просвещение), сформировавшаяся в процессе исторического цивилизационного развития, принимаемая как общепринятая норма для самоидентификации людей независимо от их этнической принадлежности и передаваемая из поколения в поколение через воспитание, образование и обучение». Соответственно, одним из приоритетных ожидаемых результатов реализации госпрограммы «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 гг. является формирование у граждан Российской Федерации «мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию».

Регион куль политика представляет собой опред уровень реал-ии госкультурной политики, механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках фед-ых ряда региональных СК программ. С другой — выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы к-ры, развития культурной жизни и т.д. В рез-те совр куль политика не оснащена соц целями, не содержит перспектив, перегружена ситуативными действиями и является мало эффективной, с точки зрения разрешения конкретных СК проблем, как отдельного района, региона, так и об-ва в целом.

Актуальные проблемы региональной культурной политики (на примере ПК)в основном завязаны на принятии концепции «культурной политики Пермского края». В 2010 г. в Перми состоялся международный форум «Культура: миссия, перспективы, модели развития». Критику вызывало то, что «культурная революция» («культурный проект») финансируется из бюджета нередко в ущерб пермской культуре. Огосударствление «пермской культурной революции» сделало жестко вертикальным и монопольным все пермское культурное пространство.

Основные региональны проблемы: Привлечение культуртреггеров из МОСКВЫ - интервенция. Радикализм во внедрении КП. Засилие современного искусства. Создано много новых институций, но не для пермских артистов. Никто не спросил народ (общество), все провели «Сверху». сегодня в Перми нет людей, способных и желающих взять на себя ответственность за «новую культурную политику региона». Всё опять ляжет на плечи чиновников, а с них, как известно, спрос небольшой – подневольные, усреднённые до крайности естественным отбором люди. Но поддерживать на плаву институты. Региональный культурный бюджет, и так немалый в сравнении с другими регионами, не может существенно увеличиться по определению - привлечь инвестиции в региональную культуру? – это пока непонятно. Чтобы вытащить среднего культурного работника из нищеты и обеспечить приток перспективных кадров в культурные учреждения, нужно увеличить среднюю зарплату в отрасли, как минимум, в два раза за очень небольшое время (а не постепенно за 5 лет) – этого не будет. Миграция из регионов – значительных результатов можно добиться средствами культурной политики – созданием притягательной среды и атмосферы, возможностей для насыщенного досуга и самореализации, рабочих мест в культурном и творческом секторе, привлекательных для современного горожанина.Культ. проект – предполагал создать такую среду, но молодежь все равно уезжает. Все создано только для Молодых и ЭНЕРГИЧНЫХ, молодое поколение, для более старшего - пока что ничего не создается, т.е. все только для определенного слоя. Балласт непрофильных, «не культурных» активов (библиотеки, дома культуры, «социальная занятость» и тому подобное) с отрасли хотели сбросить (закрываются сельские УК – ОПТИМИЗАЦИЯ, их ликвидация, и библиотек и др.). Хотели привлечь бльшой поток туристов – но нет, нет для этого инфраструктуры. ФЕСТИВАЛЬНАЯ СТОЛИЦА: 59 фест 59 рег, роклайн, дягилевские сезоны, Арабеск (балет), фест городов побратимов, камва, текстура, флаэртиана, слово-ново, зов пармы, муниципальный кул проект с целью активизации СК развития территорий края, превратить их ресурсы в преимущества.

Педагогическая система и педагогический процесс в социально-культурной деятельности. Сущность и структура. Ярошенко «Педагогические парадигмы теории СКД». Первушина О.В., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д..

СКД – педагогически направленный процесс. Выстраивается по педагогической цепочке: цель, средства, методы и формы, объект, ресурсы, процесс воздействия, результат (анализ полученного). СКД глубоко педагогична, формир-е, прививание навыков культ-х ценностей людям, приобщение их к культ ценностям. Педагогич. результат СКД зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки. Из педагогики СКД заимствует методы поощрения, порицания, пример упражнение (приучение) (Например, в процессе нравственного воспитания этот метод способствует формированию у детей привычки правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплинированного поведения и т.д.). И некоторые принципы заимствует: наглядности, примера, последовательности. Успешность специалиста СКД обусловлена не только в усвоении конкретных умений и навыков. Но определяется успешностью и тем, на сколько психол-ки, пед-ки грамотно выстраивается проф поведение спец-та (общение с коллегами, деловые взаимоотношения, его видение тенденций развития СКС и др).

СКД является той сферой педагогической практики, где систематически и эффективно используется богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе – обучающих и воспитательных, игровых, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и т.д.

Педагогический процесс в СКД имеет свою специфику, целый ряд присущих ему особенностей. Главная особенность - это диалектическое сочетание, тесная связь двух видов деятельности в процессе функционирования культурно-досуговых учреждений и объединений - деятельность штатных работников, педагогов-организаторов, менеджеров социально-культурной деятельности (профессионалов), других людей, специально подготовленных и выступающих в качестве просветителей, организаторов, воспитателей, и деятельность массы участников социально-культурных форм и программ, ради которых и осуществляется этот вид деятельности Деятельность участников имеет, в свою очередь, двоякую природу. С одной стороны, это деятельность самопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой стороны, это деятельность ответная – прямой, заранее предвидимый, проектируемый результат усилий специалистов социально-культурной деятельности Умение стимулировать, направлять деятельность различных социальных групп и общностей, включать личность в творческий процесс в наиболее активной форме, создавать условия для самоутверждения и творческий самореализации и т.д. - основа педагогического мастерства менеджера социально-культурной деятельности. Другой, не менее важной особенностью является добровольное включение личности в систему социально-культурной деятельности. С педагогической точки зрения это обстоятельство имеет свои плюсы и минусы С одной стороны, добровольное включение способствует тому, что участник досугового объединения или мероприятия принимает сам, установленные здесь правила, нормы, требования По этой причине воспитание в этой сфере органично накладывается на процесс самовоспитания С другой стороны, участник социально-культурной деятельности, практически в любой момент может выйти из сферы воспитательного влияния Это порождает такую особенность воспитания, как невозможность действовать последовательно и систематично Поэтому опора на потребности и интересы аудитории, обязательность их учета в организации всех видов и форм социально-культурной деятельности является важнейшей специфической чертой педагогического процесса в сфере досуга.

Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных целью духовного и творческого развития личности.

В педагогической системе СКД можно выделить следующие взаимосвязанные структурные компоненты:

1. Цель - (ближняя – задача привлечь, завлечь; средняя – задача привлечь, завлечь + общ. знач. цели; дальняя – общественно значимые цели). Педагогическая задача - единицей педагогического процесса. Педагогическая задача - это педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

2. Программа или методика педагогического воздействия - это совокупность средств, форм и методов, объединенных педагогической целью.

3. Форма социально-культурной деятельности - Форма как способ организации содержания, смысловое и художественно-образное решение и воплощение замысла (тематический вечер, театрализованный конкурс, клубная гостинная, вечер отдыха, вечер-юбилей, празднник и т.д.), и форма. как организация людей в специальную досуговую структуру, досуговое объединение, досуговый коллектив.

• способ организации аудитории на акцию

• конкретная пед.акция (концерт, спектакль, выставка)

4. Методы педагогического воздействия - способы педагогического воздействия. Методы (приемы и способы достижения поставленной цели) –Методика – совокупность форм, методов и средств

Методы СКД можно классифицировать следующим образом:

1) Методы информационно-просветительные: изложение, разъяснение, комментирование, обобщение, демонстрация, упражнение.

2) Методы воспитательные: убеждение, пример, поощрение, порицание, внушение, заражение, требование.

3) Методы организационные, стимулирующие социально-культурную активность: соревнование, игра, конкурс, критика и самокритика, перспектива.

4) Методы социологического исследования объекта: наблюдение анкетирование, интервью, изучение документации, эксперимент.

5. Средства педагогического воздействия. Ведущие средства социально-культурной деятельности: живое слово; искусство, образ; средства массовой информации; средства наглядной агитации и пропаганды; технические средства звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т.д.

6. Субъект педагогического процесса – это руководители творческих досуговых коллективов и любительских объединений, лидеры групп, профессиональные кадры.

7. Объект педагогического процесса - это аудитория социально-культурных форм.
8. Итог, результат педагогического процесса.

Таким образом, взаимосвязь таких компонентов педагогической системы СКД: субъект, объект, программа или методика (цель, задачи, содержание, средства, формы, методы) - порождают реальный ПП в досуговой сфере как динамическую систему через которую осуществляется социально-культурная деятельность.

ПП - процесс продвижения к цели воспитания. Основные функции ПП: просвещение воспитанников; их развитие (совершенствование физических сил, интеллектуальных возможностей, духовности); формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира (функция ценностно-ориентационная или аксиологическая); социальная адаптация (приспособление воспитанников к условиям жизни).

Таким образом, социально-культурная деятельность по самой своей сути глу­боко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе не­изменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагоги­ческой цепочки. Компо­ненты педагогической системы социально-культурной деятельности находятся в постоян­ном взаимодействии и взаимопроникновении. Эту систему этой деятельности охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с уча­стием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекуль­турного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и методологический инструментарий в педагогике сотрудничества и твор­чества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: