Функции социально-культурной деятельности. Общая характеристика

Киселева, Красильников, Жаркова, Чижиков, Головина Г.В., О.В. Первушина, Рябушев В.Н., Е.И. Григорьева.

Ф-ция – это исполнение; деятельность; роль, к-рую выполняет определенный соц институт или процесс по отн-ию к целому. Функции опред-т природу, специфику и ср-ва достижения цели, способы и приемы освоения дух богатств в процессе СКД. ф-ции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке СК процессов, эф-ти работы досуг объединений и центров, их соц-преобразующего воздействия на личность. Ф-я определяет направленность СКД.

В кач-ве одного из гл оснований для класс-ции ф-ций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой СКД, осуществляемой челом на професс/непрофесс-ой основе, в его своб или раб время. Каждая из ф-ий ориентирует чела на определенный, заданный способ СК занятий: либо на пассивный (зрительский, слушательский), либо на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени). К основным постоянным ф-ям СКД относятся: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Коммуникативная функция. Она предполагает реал-ию потребности чела в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Информационно-просветительная. Эта ф-ция отличается постоянством и всеобщностью. основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обеспечивает более полное удовлетворение в получении инф-ии, просвещении, расширении кругозора. культуротворческая ф-ия. развитием дух сил и способностей, с актив творч деят-тью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследоват, прикладная), целенаправ-ой творч уч деят-тью детей (фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объед-я, турист походы, школы актива и т. п.). Рекреативно-оздоровительная ф-ция -. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ф-я – участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов СКС. Ф-ия нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. знать нормативные и правовые акты, относящиеся к сфере свободного времени.

Ф-ия финансово-экономического обеспечения учреждений досуга связана не столько со способностью ориентироваться в сущ-их док-ах, регламентирующих фин-ую деятельность, сколько с владением механизмом матер обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деят-ти. Содержание

ф-ции обеспечения досуговых форм самодеятельности населения заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни.

Организация групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на трад гуманизме, уважении достоинства чела независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям в усл-ях соц-эк кризиса рациональное исп-ние своб времени, по воз-ти, кардинально решить их досуг проблемы.

СПБГУКИ выделяет же следующие ф-ии: адаптивно-нормативная (в процессе СКД происходит приобщение человека к нормам, принципам, сущ в обществе, овладение культ ценностями). Образовательно-развивающая (процесс социализации и культуролизации человека). Преобразовательно-созидающая (активное действие личности в процессе создания и воссоздания культурных ценностей). Эколого-охранительная (воспитание экологической культуры, сохранение природной среды как фактора СК воздействия). Информационно-просветит-я (сохранение, накопление и использование инф-ии). Интегративно-коммуникативная (сохранение и развитие нац культуры). Рекреативно-игровая (удовлетворение в потребности зрелища).

На практике знание ф-ий необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать пед орг-цию СКС, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функций создает благоприятную возможность для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных предпринимательских структур сферы досуга. Объективной основой укрепления их взаимодействия служит выявление и творческое использование совпадающих или частично сходных ф-ий разл типов СК ин-тов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: