Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения.
Виды планов. А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, поселенческие и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы. Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы. Долгосрочные свыше 5 лет, среднесрочные от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день. В) По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др. Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные рекомендательные и директивные (подлежащие обязательному выполнению). Д) Различают также стратегические и тактические планы. Выработка стратегии предполагает формулировку миссии, обоснование стратегических целей и задач на планируемый период. Стратегические планы определяют содержание тактических, а последние, в свою очередь, обеспечивают организацию их выполнения.
|
|
Принципы планирования. Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования.
Перспективный подход — постановка целей; ведущая роль перспективных планов.
Комплексность:
— учет социально-экономической ситуации;
— преодоление ведомственного подхода к планированию;
— взаимосвязь всех аспектов развития культуры.
Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов и пропорций планов.
Федерализм — сочетание разработки федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций.
Непрерывность планирования — планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.
Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.
Этапы развития и методы планирования. Можно выделить несколько этапов планирования:
— традиционное (директивное) планирование;
— нормативно-целевое планирование;
— программно-целевое планирование.
Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу)
Методы планирования.
|
|
Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявление тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.
Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. Под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламентирующая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)
Программны й — разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.
Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.
А) Организационно-подготовительный этап:
— определение круга исполнителей;
— определение сроков разработки;
— информационное обеспечение;
— методическое обеспечение;
Б) Этап разработки проекта плана:
— определение целей и задач на планируемый период;
— выбор круга показателей и нахождение их конкретных значений;
— обоснование механизма реализации плана;
— оформление проекта плана;
В) Этап согласования и утверждения плана:
— согласование плана;
— утверждение плана.
Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения:
— информирование общественности о содержании планов (с использованием СМИ, различных технологий public relations);
— организация контроля исполнения плана.
Планирование в организациях культуры.
Директивное планирование.
Данный этап характеризует:
— отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования;
— избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало инициативу организаций культуры, ограничивало возможность оперативного маневрирования ресурсами;
— установление значений плановых показателей методом "от достигнутого уровня";
— отсутствие прямой связи между планируемым объемом финансирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезали стимулы к более эффективной работе, появлялись иждивенческие настроения. В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) — проявление затратного метода хозяйствования.
Нормативно-целевое планирование. Указанный этап отличает:
— разработка пятилетних планов экономического и социального развития;
— появление целевой стадии планирования;
— отказ от жесткой регламентации; "сверху" доводятся лишь контрольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов;
— попытка перехода к планированию на основе стабильных экономических норм и нормативов.
Программно-целевое планирование.
На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений).
Перспективное планирование осуществляется путем разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из миссии, целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.
Текущее планирование осуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц).
|
|
Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития организации.
Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат текущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план).
К планам экономической деятельности можно отнести инвестиционные планы и сметы.
Инвестиционный план отражает объемы и направления капитальных вложений на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов культуры.
Смета — план доходов и расходов организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность в течение текущего года.
В сметах НКО культуры, в отличие от финансовых планов коммерческих организаций, более детально обосновываются расходы, в то время как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников (целевые поступления, доходы от предпринимательской деятельности).
Существует взаимосвязь планов творческой и экономической деятельности. При изменении объемов финансирования возможна корректировка творческих планов.
План социального развития включает вопросы формирования кадров (поиска, отбора, оценки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации), улучшения условий труда и отдыха работников.
План внешнеэкономической деятельности составляется организациями, которые участвуют в проведении мероприятий для развития международных культурных связей.
Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организации культуры.
Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организация, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения.
Структура бизнес-плана: краткое содержание (резюме), характеристика сферы деятельности, описание организации и производимых ею товаров и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга; организационный, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков.
|
|