Данную проблему исследовали Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Кудрина, Е.Л. Игнатьева

Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствова­ния, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выпол­нения.

Виды планов. А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы феде­ральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, поселенческие и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные пла­ны. Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосроч­ные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) пла­ны. Долгосрочные свыше 5 лет, сред­несрочные от 1 года до 5 лет включительно, кратко­срочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месяч­ные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на де­каду, неделю, день. В) По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др. Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные рекомендательные и директивные (подлежащие обя­зательному выполнению). Д) Различают также стратегические и тактические планы. Вы­работка стратегии предполагает формулировку миссии, обоснование стратегических целей и задач на планируемый период. Стратегические планы определяют содержание тактических, а последние, в свою оче­редь, обеспечивают организацию их выполнения.

Принципы планирования. Системный подход соотнесение планов по срокам и уровням планирования.

Перспективный подход постановка целей; ведущая роль пер­спективных планов.

Комплексность:

учет социально-экономической ситуации;

— преодоление ведомственного подхода к планированию;

— взаимосвязь всех аспектов развития культуры.

Пропорциональность сбалансированность отдельных элементов и пропорций планов.

Федерализм сочетание разработки федеральных планов с само­стоятельным планированием регионов и организаций.

Непрерывность планирования планы больших временных гори­зонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.

Обоснованность планов обоснование плановых заданий с помо­щью наиболее адекватных методов планирования.

Этапы развития и методы планирования. Можно выделить несколько этапов планирования:

— традиционное (директивное) планирование;

— нормативно-целевое планирование;

— программно-целевое планирование.

Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу)

Методы планирования.

Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявле­ние тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тен­денции и факторы будут действовать в планируемом периоде.

Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. Под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламенти­рующая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на еди­ницу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)

Программны й — разработка программ культурного развития (фе­деральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.

А) Организационно-подготовительный этап:

определение круга исполнителей;

— определение сроков разработки;

— информационное обеспечение;

— методическое обеспечение;

Б) Этап разработки проекта плана:

определение целей и задач на планируемый период;

— выбор круга показателей и нахождение их конкретных значе­ний;

— обоснование механизма реализации плана;

— оформление проекта плана;

В) Этап согласования и утверждения плана:

согласование плана;

— утверждение плана.

Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения:

информирование общественности о содержании планов (с ис­пользованием СМИ, различных технологий public relations);

— организация контроля исполнения плана.

Планирование в организациях культуры.

Директивное планирование.

Данный этап характеризует:

— отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования;

— избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало инициативу организаций культуры, ограничивало возможность оперативного маневрирования ресурсами;

— установление значений плановых показателей методом "от дос­тигнутого уровня";

— отсутствие прямой связи между планируемым объемом финан­сирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезали стимулы к более эффектив­ной работе, появлялись иждивенческие настроения. В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) — проявление затратного метода хозяйствования.

Нормативно-целевое планирование. Указанный этап отличает:

— разработка пятилетних планов экономического и социального развития;

— появление целевой стадии планирования;

— отказ от жесткой регламентации; "сверху" доводятся лишь кон­трольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов;

— попытка перехода к планированию на основе стабильных эко­номических норм и нормативов.

Программно-целевое планирование.

На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабаты­вают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений).

Перспективное планирование осуществляется путем разработки це­левых программ. Перспективы развития определяются исходя из мис­сии, целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.

Текущее планирование осуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц).

Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития организации.

Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат те­кущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план).

К планам экономической деятельности можно отнести инвестици­онные планы и сметы.

Инвестиционный план отражает объемы и направления капиталь­ных вложений на строительство, реконструкцию или техническое пере­вооружение объектов культуры.

Смета — план доходов и расходов организации. Она является ос­новным документом, определяющим финансово-хозяйственную дея­тельность в течение текущего года.

В сметах НКО культуры, в отличие от финансовых планов коммер­ческих организаций, более детально обосновываются расходы, в то вре­мя как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников (целе­вые поступления, доходы от предпринимательской деятельности).

Существует взаимосвязь планов творческой и экономической дея­тельности. При изменении объемов финансирования возможна коррек­тировка творческих планов.

План социального развития включает вопросы формирования кад­ров (поиска, отбора, оценки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации), улучшения условий труда и отдыха работников.

План внешнеэкономической деятельности составляется организа­циями, которые участвуют в проведении мероприятий для развития международных культурных связей.

Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики орга­низации культуры.

Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организа­ция, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения.

Структура бизнес-плана: краткое содержание (резюме), характери­стика сферы деятельности, описание организации и производимых ею товаров и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга; орга­низационный, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: