К кооперативному стилю примыкает так называемый тренерский стиль (или кочинг-стиль, от английского «coaching» — тренерство, репетиторство). Он не предназначен для постоянного использования в коллективе, а скорее служит подготовке сотрудников для последующего использования кооперативного стиля. Тренерский стиль можно определить как систематическое (обычно длящееся много месяцев) выяснение руководителем сильных и слабых сторон сотрудника с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять не только имеющиеся, но и возможные в будущем при решении новых задач недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения.
Тренерский стиль предполагает:
1) согласие подчиненного на использование руководителем по отношению к нему особого, репетиторского подхода;
2) индивидуальный подход к сотруднику, хорошее знание его личных и деловых качеств, настроения и ожиданий;
3) систематическое структурированное по ряду критериев наблюдение поведения работника либо непосредственно на рабочем месте, либо в специальных тренингово-оценочных учреждениях (центрах оценки) с целью выяснения трудового потенциала работника, его способностей и возможностей;
|
|
4) обеспечение устойчивой конструктивной обратной связи как для определения трудовых достижений, так и для выявления недостатков в работе;
5) регулярное обсуждение деловых и личных проблем, совместный поиск возможностей их решения;
6) укрепление веры сотрудника в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем.
По оценкам специалистов, использование тренерского стиля позволяет:
· сформировать у подчиненного способность к самоанализу и самоменеджменту;
· выработать у него готовность к решению трудных задач и получению выдающихся результатов;
· определить высокие, но реальные стандарты деятельности;
· сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию, а также стремление к ним;
· воплотить более производительные и совершенные образцы поведения в реальность.
Конечно, использование тренерского стиля требует от руководителя наличия времени и соответствующей подготовки.