Система экологического права в России. Конституционные основы экологического права. Структура, место и роль экологического права в Российской правовой системе

В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны). Специальная часть — международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

  • право собственности на природные объекты;
  • право природопользования;
  • государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
  • эколого-правовая ответственность.

Особенная часть включает:

  • Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром;
  • Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ;
  • Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населённых пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т. д.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

Конституция РФ как источник экологического права содержит в себе важнейшие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды. Эти нормы должны рассматриваться:

  • как конституционные начала экологического права, взятые в целом в своей совокупности и взаимосвязях;
  • как специальные предписания высшей юридической силы применительно к отдельным экологическим отношениям и их объектам.

Как источник права высшей силы Конституция РФ содержит комплекс норм, которые:

  • выделяют в качестве особой конституционную функцию охраны окружающей природной среды;
  • устанавливают общеправовой принцип приоритета охраны природы;
  • закрепляют ответственность нынешнего поколения перед будущими;
  • предусматривают экологический суверенитет страны и обязанности его защиты государством во внутренних и внешних отношениях.

Тем самым Основной Закон страны устанавливает конституционный экологический правопорядок.

Закрепление в Конституции экологических прав человека и гражданина означает признание их высшей ценностью, а защиту экологических прав обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено ст. 42 Конституции РФ.

Соблюдение экологических прав рассматривается в качестве критерия эффективности и правомерности законодательной, исполнительной и судебной власти.

Конституционные основы организации и осуществления государственной власти в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 72 Конституции РФ, согласно которой природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации.

В соответствии с этим положением допускается принятие субъектами Федерации собственных законов, регулирующих отношения природопользования при условии, что все законы или иные правовые акты, принимаемые в субъектах Федерации, не должны противоречить федеральным законам.

Конституционные основы регулирования отношений собственности на природные ресурсы закреплены в ст. 9 и 36 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В то же время природные ресурсы могут являться объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, что предусмотрено ч. 2 ст. 9 Конституции.

Закрепление названных положений в одной статье Конституции означает признание неразрывного единства публично-правовых и частноправовых основ регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Допуская возможность передачи природных ресурсов в частную собственность при одновременном закреплении режима народного достояния,. законодатель признает комплексную природу экологических отношений, устанавливая приоритет публично-правового регулирования, указанных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: