double arrow

Публичное и частное право. Общая характеристика теорий права


Общая характеристика теорий права

Теория естественного права (Сократ, Аристотель, Г.Гроций, Д.Локк, Монтескье, Ж.Ж.Руссо, А.Радищев). Утверждает тезис о том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право также включает в себе естественное право – совокупность прав, которыми все люди обладают от природа: право на жизнь, свободу, частную собственность и т.д.

Историческая школа права (Г.Гуго, Савиньи, Пухта). Право - выражение народного правового убеждения, формирующегося постепенно, независимо от государства. Законодатель не может устанавливать нормы по своему усмотрению, а фиксирует то, что сложилось в виде обычных норм.

Психологическая теория права (Л.Петражицкий, Тард,). Право как субъективные представления людей об их взаимных правах и обязанностях.

Нормативистская теория права. (Кельзен, Штамлер). Право – иерархия норм, нормативный регулятор общественных отношений, установленный государством.

Реалистическая школа права. (Иеринг). Право есть сформированные государством интересы, обеспечиваемые государственной властью.

Материалистическая (классовая) теория права. (Ф.Энгельс, К.Маркс, В.И.Ленин). Право – есть возведенная в закон воля экономически и политически господствующего класса, обусловленная материальными условиями жизни общества




Разграничение частного и публичного права связывают с именем римского юриста Ульпиана (170-228 гг.). По его мнению, публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное право относится к пользе отдельных лиц. Предметомпу­бличного права является сфера публичных интересов (инте­ресов общества, государства в целом), а предметомчастного права — сфера частных дел и интересов.

Для сферы публичного права характерны также юриди­ческая централизация и императивность. Сфера частного права предполагает децентрализацию юридического ре­гулирования и диспозитивность.

Публичное и частное право различаются по спо­собам защитыинтереса, лежащего в основе правоотноше­ния. Частные интересы защищаются от посягательств по частной инициативе, по требованию заинтересованного в этом лица и в рамках гражданского или хозяйственного судебного процесса. Защита публичного интереса является обязанностью органов государства, и эти органы должны вступаться за такой интерес по своей собственной инициа­тиве. Публично-правовые интересы защищаются путем административного или уголовного процесса.

Цель разграничения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государ­ства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно высту­пать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота.



6.Система законодательства: понятие и структура

Законодательство - совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке.

Нормативно-правовые акты могут подразделяться на законодательные акты и подзаконные акты. Законодательный акт - конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса. Подзаконные нормативные правовые акты - иные не являющиеся законодательными, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение Конституции и законодательных актов.

Нормативно-правовые акты могут подразделяться на основные и производные нормативно-правовые акты. К основным относятся все законодательные акты и часть подзаконных актов. К производным относятся: правила, регламенты, инструкции, положения.

Основным структурным элементом нормативного правового акта является статья или пункт, содержащие в себе нормы права. В виде статей с наименованием «статья» нормы права включаются в законодательные акты. Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов, без их наименования словом «пункт». Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части нормативного правового акта. В больших по объему главах могут выделяться параграфы нормативного правового акта и части параграфа, а в больших разделах могут аналогично выделяться подразделы.



Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на пункты, содержащие отдельные нормы права, а пункты - на подпункты. Внутри статей, пунктов и подпунктов могут быть части - логически законченные отдельные нормы права, выделяемые абзацами. Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части). В кодексах могут быть использованы другие обозначения внутренней структуры.







Сейчас читают про: