Виды нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт: понятие, внешняя и внутренняя структура.

Нормативный правовой акт является источником права во всех правовых системах мира в виду его систематизированности, точности, определенности, мобильности, а также в виду того, что он обеспечен государственным характером.

В романо-германской правовой системе это основной источник права. Его определяют как акт, который оформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченным государственным органом, должностным лицом или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательныеправила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Структура нормативного правового акта представлена его внешней и внутренней структурой.

Внешняя структура определяется реквизитами самого акта:

- указание на форму акта (закон, указ, постановление, приказ и т.д.);

- указание на орган его издавший (парламент, министр, местный орган управления и т.д.);

- заголовок, означающий предмет регулирования (“О молодежной политике”, “О налогах и сборах” и т.д.);

- дата, место приятия акта, его регистрационный номер (например, Закон Республики Беларусь “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” от 10 января 2000 года № 361-3);

- подписи лиц, уполномоченных подписывать нормативные правовые акты.

Внутренняя структура нормативного акта складывается из следующих элементов: статьи, которые подразделяются на такие составные как параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы и другие; статьи объединяются в главы, а главы в разделы нормативного правового акта. Некоторые акты имеют преамбулу, в которую не включаются нормативные предписания, но разъясняются цели и мотивы издания акта.

Тексты нормативных правовых актов излагаются на государственном языке. В случае необходимости в одном нормативном акте могут воспроизводиться отдельные положения из нормативных актов более высокой юридической силы, со ссылкой на такие акты.

Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы найти критерии классификации огромного множества нормативных правовых актов. Одним из таких критериев является разграничение нормативных правовых актов по отраслевой принадлежности: гражданские, уголовные, административные, конституционные и другие нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты разделяются по юридической силе. При одном подходе они подразделяются на законы и подзаконные акты, при другом – на конституцию и подконституционные акты. Так, в Беларуси официально придерживаются второго подхода и к подконституционным актам относят законы, декреты и указы Президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств, нормативные акты местных органов государственной власти.

Еще один критерий деления нормативных актов по сфере их действия, так могут быть акты внешнего действия (международные договоры) и внутреннего действия (законодательство страны).

Нормативные правовые акты подразделяются в зависимости от субъектов их принявших, т.е. субъектов правотворчества: нормативные акты волеизъявления народа (принятие в порядке референдума), нормативные акты государственных органов (законодательных, исполнительных и судебных), совместные акты государственных и негосударственных организаций, локальные нормативные акты.

Нормативные акты могут быть классифицированы в зависимости отобъема и характера действия на акты общего действия, распространяющиеся на общественные отношения на всей территории государства; ограниченного действия, распространяются на часть территории или определенный круг лиц; и чрезвычайного действия, которые могут реализовываться только при исключительных обстоятельствах.

По срокам действия различают нормативные правовые акты, рассчитанные на неопределенно длительное время действия и акты, в которых конкретно указывается срок их действия.

Различают также нормативные правовые акты по форме. Так в Беларуси Парламент может принимать: Конституцию Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений; программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам; кодекс - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к закону; з акон – это правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке законодательным органом или путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Президент страны имеет право принимать: декрет - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости -- временный декрет для регулирования наиболее важных общественных отношений; указ - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий определенные правовые нормы.

Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления.

Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь принимают постановления Пленумов этих судов - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений.

Законодательство Республики Беларусь знает также такие формы нормативных правовых актов как регламент - нормативный правовой акт, принятый Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов; инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений; правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам; устав, положение - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организаций, учреждений, а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности; приказ - нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Органы местного управления и самоуправления издают нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории в форме решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: