Образование как ценность

Образование как ценность рассматривается в следующих аспектах:

· ценность образования для отдельной личности;

· ценность образования для семьи;

· ценность образования для отдельного сообщества;

· ценность образования социума в целом.


Рис. 8.3. Человеческий и социальный капитал как основа самореализации личности

Образовательные преимущества (англ. educational benefits ) – индивидуальные выгоды, получаемые от достижения конкретного уровня образования.

На рис. 8.4 представлена модель, иллюстрирующая взаимосвязь ценности образования для отдельной личности и социума в целом.


Рис. 8.4. Ценность образования для личности и социума

Человеческий капитал (англ. human capital) – принадлежащие индивидам здоровье, интеллект, знания и компетенции, которые позволяют им эффективно функционировать в экономической и социальной жизни. Человеческий капитал включает атрибуты человека, являющиеся источниками его продуктивности (самооценка, внутренняя мотивация, гибкость, навыки принятия решений, решения проблем и др.) и часто соотносится с достигнутым уровнем образования; образование в этом случае рассматривается как инвестиция, которая возвращается в виде заработной платы, премий и других выплат.

Социальный капитал (англ. social capital) – социальные связи, взаимодействия, нормы и доверие, которые позволяют участникам действовать сообща более эффективно для реализации общих целей. В образовании социальный капитал рассматривается как идентифицируемые социальные взаимоотношения между участниками образовательного процесса ("обучающийся – преподаватель", "обучающийся – обучающийся" и др.), влияющие на формирование и развитие норм, ценностей, установок, учебной мотивации, приобретение знаний и компетенций.

На рис. 8.5 показаны ценности образования для обучающегося и его семьи, сообществ, членами которых они являются, и социума в целом.


Рис. 8.5. Обзор социальных выгод образования

Значительную ценность для отдельных лиц и общества в целом имеет высшее образование. Экономики стран, вкладывающие значительные инвестиции в частные или государственные учреждения высшего образования, отличаются значительным ростом и процветанием. Высшее образование влияет на экономическое благосостояние в трех аспектах (рис. 8.6):

· прямые расходы образовательных учреждений, их сотрудников и обучающихся позитивно влияют на местную экономику;

· высшее образование предоставляет финансовые и нефинансовые выгоды для человека, который получает высшее образование, и общества в целом;

· высшие учебные заведения все больше фокусируются на создании знаний, выступая источниками ключевых исследований и развития инноваций.


Рис. 8.6. Высшее образование и экономическое благосостояние


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: