Понятие образовательной парадигмы

В социальных науках парадигма (от греч. пример, модель, паттерн) понимается как когерентное множество когнитивных предположений, концепций, ценностей и практик, которые оказывают влияние восприятие индивидом окружающей реальности и способы реагирования на нее.

Доминирующая парадигма отражает общепринятые и широко распространенные на данный момент времени ценности и систему мышления общества (сообщества). Основой формирования доминирующей парадигмы является культурный фон общества (сообщества) и контекст исторического момента.

Образовательная парадигма (англ. educational paradigm) – концептуальные рамки, детерминирующие видение образования в обществе, включая потребности и ожидания обучающихся, образовательные цели, принципы и стратегии осуществления образовательной деятельности, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

На рис. 8.1 представлены основные характеристики классической образовательной парадигмы, просуществовавшей до конца XX столетия, и пришедшей ей на смену неоклассической образовательной парадигмы.


увеличить изображение
Рис. 8.1. Характеристики основных образовательных парадигм

Отличительные особенности подходов к обучению в соответствии с принципами и идеями классической и неоклассической образовательных парадигм перечислены в Таблице 8.1.

Таблица 8.1. Особенности подходов к обучению в XX и в XXI веке
Параметр 20 век 21 век
Взаимодействие акцент на индивидуальной работе, иногда – сотрудничество акцент на сотрудничестве, иногда – индивидуальная работа
Оценка итоговая оценка результатов обучения мониторинг процесса и результатов обучения
В центре внимания учитель студент
Учебные программы рассчитаны на "среднего" обучающегося индивидуальные обучающие программы
Результаты изучения программы в фокусе итоговая отметка в фокусе оценка процесса и образовательных продуктов
Фокус познания содержание учебного материала процессы с включенным в них содержанием учебного материала
Подход к преподаванию учить "на всякий случай" учить только необходимому
Релевантность обучения · не имеет непосредственного отношения к обучаемому; · часто не имеет практической значимости; · может не иметь контекста для обучающегося · имеет непосредственное отношение к обучаемому; · уместно и актуально; · высокая контекстная ценность для обучающегося (группы, сообщества, в глобальном масштабе)
Применимость полученных знаний в простых учебных ситуациях в различных областях, в реальных жизненных ситуациях
Навыки мышления · конкретное мышление; · помнить, понимать, применять · абстрактное мышление; · анализ, оценка, творчество
Использование технологий · грамотность (изучение технологий); · применение (обучение с технологиями) трансформация (обучение посредством технологий)
Методика преподавания · передача знаний; · инструктивное обучение · проектное и проблемное обучение; · активное обучение
Участие обучающихся обучающиеся получают готовые знания, методы, алгоритмы и процедуры обучающиеся строят обобщенные образы, разрабатывают и оценивают методы, алгоритмы и процедуры
Обратная связь ограниченная из множества источников – саморефлексия, от других обучающихся и преподавателя / наставника
Самоуправление обучающихся · основано на правилах; · ограничено или отсутствует · основано на моральных и этических нормах; · партнерские взаимоотношения обучающихся, преподавателей и сообщества в целях развития
Продвижение обучаемого академическое продвижение с одного уровня образования на другой социальное продвижение с мульти-выравниванием и экстенсивной поддержкой обучающегося
Одаренные и талантливые фокус на ускорении фокус на развитии и ускорении
Стили обучения · преимущественно чтение / письмо; · аудиторные занятия · широкое использование различных стилей обучения (визуальное, аудиальное, кинестетическое, чтение / письмо); · применение теории множественного интеллекта
Физическое воспитание · мало уроков физической культуры; · часто поддержка одного спортивного направления · ежедневные занятия; · поддержка индивидуальных и командных видов спорта
Система отчетности · письменные контрольные работы; · балльная система оценок; · количественные отметки · цифровая форма с регулярным обновлением; · четкое описание оценочных критериев; · качественная оценка достижений
Хронометраж обучения · традиционное расписание с учебными /академическими часами; · домашние задания · гибкое расписание, основанное на неврологических исследованиях; · обучение в любом месте в любое время, поддерживаемое использованием трансформативных технологий
Образовательные комплексы · аудитории и лаборатории; · учебные помещения определенного назначения · учебные помещения общего назначения; · гибкие образовательные пространства; · все окружение – образовательное пространство

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: