В социальных науках парадигма (от греч. пример, модель, паттерн) понимается как когерентное множество когнитивных предположений, концепций, ценностей и практик, которые оказывают влияние восприятие индивидом окружающей реальности и способы реагирования на нее.
Доминирующая парадигма отражает общепринятые и широко распространенные на данный момент времени ценности и систему мышления общества (сообщества). Основой формирования доминирующей парадигмы является культурный фон общества (сообщества) и контекст исторического момента.
Образовательная парадигма (англ. educational paradigm) – концептуальные рамки, детерминирующие видение образования в обществе, включая потребности и ожидания обучающихся, образовательные цели, принципы и стратегии осуществления образовательной деятельности, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
На рис. 8.1 представлены основные характеристики классической образовательной парадигмы, просуществовавшей до конца XX столетия, и пришедшей ей на смену неоклассической образовательной парадигмы.
|
|
увеличить изображение
Рис. 8.1. Характеристики основных образовательных парадигм
Отличительные особенности подходов к обучению в соответствии с принципами и идеями классической и неоклассической образовательных парадигм перечислены в Таблице 8.1.
Таблица 8.1. Особенности подходов к обучению в XX и в XXI веке | ||
Параметр | 20 век | 21 век |
Взаимодействие | акцент на индивидуальной работе, иногда – сотрудничество | акцент на сотрудничестве, иногда – индивидуальная работа |
Оценка | итоговая оценка результатов обучения | мониторинг процесса и результатов обучения |
В центре внимания | учитель | студент |
Учебные программы | рассчитаны на "среднего" обучающегося | индивидуальные обучающие программы |
Результаты изучения программы | в фокусе итоговая отметка | в фокусе оценка процесса и образовательных продуктов |
Фокус познания | содержание учебного материала | процессы с включенным в них содержанием учебного материала |
Подход к преподаванию | учить "на всякий случай" | учить только необходимому |
Релевантность обучения | · не имеет непосредственного отношения к обучаемому; · часто не имеет практической значимости; · может не иметь контекста для обучающегося | · имеет непосредственное отношение к обучаемому; · уместно и актуально; · высокая контекстная ценность для обучающегося (группы, сообщества, в глобальном масштабе) |
Применимость полученных знаний | в простых учебных ситуациях | в различных областях, в реальных жизненных ситуациях |
Навыки мышления | · конкретное мышление; · помнить, понимать, применять | · абстрактное мышление; · анализ, оценка, творчество |
Использование технологий | · грамотность (изучение технологий); · применение (обучение с технологиями) | трансформация (обучение посредством технологий) |
Методика преподавания | · передача знаний; · инструктивное обучение | · проектное и проблемное обучение; · активное обучение |
Участие обучающихся | обучающиеся получают готовые знания, методы, алгоритмы и процедуры | обучающиеся строят обобщенные образы, разрабатывают и оценивают методы, алгоритмы и процедуры |
Обратная связь | ограниченная | из множества источников – саморефлексия, от других обучающихся и преподавателя / наставника |
Самоуправление обучающихся | · основано на правилах; · ограничено или отсутствует | · основано на моральных и этических нормах; · партнерские взаимоотношения обучающихся, преподавателей и сообщества в целях развития |
Продвижение обучаемого | академическое продвижение с одного уровня образования на другой | социальное продвижение с мульти-выравниванием и экстенсивной поддержкой обучающегося |
Одаренные и талантливые | фокус на ускорении | фокус на развитии и ускорении |
Стили обучения | · преимущественно чтение / письмо; · аудиторные занятия | · широкое использование различных стилей обучения (визуальное, аудиальное, кинестетическое, чтение / письмо); · применение теории множественного интеллекта |
Физическое воспитание | · мало уроков физической культуры; · часто поддержка одного спортивного направления | · ежедневные занятия; · поддержка индивидуальных и командных видов спорта |
Система отчетности | · письменные контрольные работы; · балльная система оценок; · количественные отметки | · цифровая форма с регулярным обновлением; · четкое описание оценочных критериев; · качественная оценка достижений |
Хронометраж обучения | · традиционное расписание с учебными /академическими часами; · домашние задания | · гибкое расписание, основанное на неврологических исследованиях; · обучение в любом месте в любое время, поддерживаемое использованием трансформативных технологий |
Образовательные комплексы | · аудитории и лаборатории; · учебные помещения определенного назначения | · учебные помещения общего назначения; · гибкие образовательные пространства; · все окружение – образовательное пространство |
|
|