Образование как результат

Б.С. Гершунский выделил пять ступеней результативности образования (рис. 8.7).


Рис. 8.7. Образование как результат

Грамотность – навыки чтения, письма и счета, которые позволяют понимать и использовать различные виды информации в повседневной жизнедеятельности и в обществе.

Профессиональная грамотность – чтение, письмо, вычисления и коммуникативные навыки, осуществляемые в рамках выполнения профессиональных задач.

Концепция множественной грамотности имеет непосредственное отношение к технологическому, информационному, медийному, визуальному, научному и другим контекстам и в большей степени соответствует реалиям XXI века. Акцент ставится не только на умение читать и писать, но также и на навыки, и практику, которые связаны с меняющейся динамикой жизни в обществе.

По определению экспертов Юнеско, " функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины" [2, С. 18].

Грамотность рассматривается в контексте удовлетворения базовых потребностей в обучении каждого ребенка, молодого человека и взрослого. "Эти потребности охватывают как необходимый объем навыков (умение читать, писать, владение устной речью, умение считать и решать задачи), так и основное содержание обучения (знания, профессиональные навыки, ценностные установки и воззрения), которые необходимы людям для выживания, развития всех своих способностей, существования и работы в условиях соблюдения человеческого достоинства, всестороннего участия в развитии, повышения качества своей жизни, принятия всесторонне взвешенных решений и продолжения образования" [2, С. 18].

Образованность – новое комплексное качество личности, означающее не только сумму знаний и владение набором профессиональных навыков, а развитость разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности с точки зрения готовности личности к решению проблем собственного бытия и со-бытия. Образованность – это способность на основе знаний сформировать целостную (интегративную) картину мира, что обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет свою деятельность.

По определению Б.С. Гершунского, " образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума" [1, С.72], индивидуально-личностный результат образования, качество личности, выражающее определенную меру овладения достижениями мировой культуры, освоения специальным образом организованной части социального опыта, а также способности пользоваться им в своей жизнедеятельности для самостоятельного решения проблем в различных областях.

Компетентность – демонстрируемая способность человека выполнять деятельность, то есть владение знаниями, навыками и личностными характеристиками, необходимыми для удовлетворения особых требований или требований конкретной ситуации.

Компетентностный подход в обучении – ориентация на разработку спецификаций, обучение и демонстрацию компетенций (знаний, навыков, опыта деятельности), которые имеют важнейшее значение для решения конкретных задач.

Культура является "высшим проявлением образованности и профессиональной компетентности" личности, "именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность" [1, С.74].

Менталитет – исторически обусловленные динамичные основания мировосприятия, мировоззрения, ценностно-целевых приоритетов и поведенческих установок личности, общества и социума. Менталитет выступает как достаточно статичное образование, принадлежащее большим общностям людей, являющееся своеобразным итогом их развития, становления. Проецируясь в конкретную индивидуальную или групповую деятельность, менталитет может приобретать некую особость, выражающуюся в ментальности. Ментальности характерна релятивность, а менталитету – стабильность, постоянство, устойчивость.

Согласно концепции Б.С. Гершунского, важнейшие функции и задачи сферы образования – культурообразование и менталеобразование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: