Образование как социокультурный феномен

Возникновение "общества глобальной компетентности" изменяет как глобальную экономику, так и статус всей системы образования. В настоящее время обучение рассматривается как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта личности в целях обеспечения устойчивого развития.

На рис. 8.2 представлены миссии и функции поддерживающего (воспроизводящего) и инновационного (развивающего) типов обучения.


увеличить изображение
Рис. 8.2. Миссия и функции обучения

Образование как социальный институт преследует много целей, среди которых – обеспечение условий для развития индивидуального потенциала обучающихся, а также вклад в социальные преобразования. Каждое поколение решает проблему, чему учить следующее поколение.

Образование в интересах устойчивого развития (англ. Education for Sustainable Development, ESD) – это видение образования, дающего людям возможность взять на себя ответственность за создание устойчивого будущего. Оно направлено на улучшение доступа к качественному базовому образованию, переориентацию учебных программ, обучение и повышение осведомленности общественности, помощь в развитии знаний, компетенций и отношений, необходимых в настоящее время и в будущем.

Характеристики образования для устойчивого развития:

· базируется на принципах и ценностях, которые лежат в основе устойчивого развития;

· направлено на обеспечение благополучия всех трех сферах устойчивого развития – окружающей среды, общества и экономики;

· использует различные образовательные технологии, которые содействуют обучению и развитию мышления;

· поощряет обучение на протяжении всей жизни;

· локально релевантно и культурно имманентно;

· ориентировано на локальные потребности и условия, но признает, что удовлетворение локальных потребностей часто имеет глобальные эффекты и последствия;

· охватывает формальное, неформальное и информальное образование;

· учитывает эволюционный характер устойчивого развития;

· содержание обучения ориентировано на контекст, глобальные проблемы и локальные приоритеты;

· создает потенциал общества для общественного участия в принятии решений, социальной толерантности, охраны окружающей среды, адаптации трудовых ресурсов, обеспечения высокого уровня жизни;

· является междисциплинарным;

Эксперты Юнеско сформулировали пять столпов образования, обеспечивающих качество образования и содействующих устойчивому развитию личности и общества:

1. учиться познавать;

2. учиться делать;

3. учиться жить вместе;

4. учиться жить;

5. учиться изменять себя и общество.

Учиться познавать подразумевает, что каждый обучающийся строит свое личностное знание, комбинируя явные и неявные знания. Для поиска новых знаний и мудрости необходимо:

· научиться учиться;

· приобрести вкус к обучению на протяжении всей жизни;

· развивать критическое мышление;

· овладеть инструментарием понимания мира;

· понимать концепции и проблемы устойчивого развития.

Учиться делать фокусируется на способности использовать изученное на практике. Это знания, ценности и практические навыки, используемые для продуктивной работы и отдыха:

· мыслить и действовать;

· понимать и действовать в интересах глобального и локального устойчивого развития;

· приобретать профессиональное образование, осваивать технологии;

· применять полученные знания в повседневной жизни;

· быть в состоянии действовать в своем окружении творчески и ответственно.

Учиться жить вместе охватывает критические навыки, которые жизненно необходимы для создания среды равных возможностей саморазвития личности и обеспечения благосостояния семей и сообществ. Это знания, ценности, социальные навыки и социальный капитал для межнационального, межкультурного и общественного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержания мира:

· участвовать и сотрудничать с другими в целях обеспечения плюрализма в мультикультурном обществе;

· развивать понимание других людей и их истории, традиций, верований, ценностей и культуры;

· терпеть, уважать, принимать, воспринимать культурные различия и многообразие людей;

· конструктивно реагировать на культурное многообразие и экономическое неравенство в мире;

· быть в состоянии справиться с ситуациями напряжения, отчуждения, конфликтов, насилия и терроризма.

Учиться жить подразумевает, что каждый индивид имеет возможности для развития и реализации своего потенциала. Образование – не только инструмент развития государства и нации, ответа на проблемы глобализации или развития мышления; оно позволяет людям учиться и искать, создавать и использовать знания для решения широкого спектра проблем: от сиюминутных до глобальных. Это касается знаний, ценностей, навыков, достоинств личности, обеспечивающих личностное и семейное благополучие:

· видеть себя главным действующим лицом в достижении положительных результатов в будущем;

· поощрять открытия и экспериментирование;

· разделять общечеловеческие ценности;

· развивать свою личность, самосознание, самопознание, стремиться к самореализации;

· быть в состоянии действовать автономно, на основании собственных суждений, нести личную ответственность.

Учиться изменять себя и общество признает, что индивиды, работая отдельно и сообща, могут менять мир, и что качественное образование предоставляет инструментарии трансформации социума, путем вооружения людей знаниями, ценностями и навыками трансформации убеждений и стиля жизни. Это отражает синергию когнитивных, практических, персональных и социальных навыков в обеспечении устойчивого развития:

· прилагать усилия к исчезновению гендерного неравенства и дискриминации в обществе;

· развивать способности и волю к реализации устойчивого развития себя и других;

· способствовать действиями и поведением минимизации экологического вреда миру вокруг нас, с уважением относиться к Земле и жизни во всем ее многообразии;

· действовать в интересах достижения общественной солидарности;

· развивать мирное демократическое общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: