Субъекты административного права: понятие, система, ответственность

Основные признаки административных правоотношений:

1) они возникают на основе административно-правовых норм;

2) характеризуются наличием сторон, именуются субъектами административного права;

3) по содержанию включают в себя административные права властного характера и юридические обязанности;

4) является видом общественных отношений государственных органов, физических или юридических лиц, организаций и общностей;

5) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.

Группировать административные правоотношения можно по различным основаниям:

а) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

6) в зависимости от действия во времени - долговременные и кратковременные;

в) по содержанию поведения обязанной стороны - пассивные и активные действия или бездействие;

г) в зависимости от функционального назначения - регулятивные и охранительные; по отраслевой принадлежности - материальные и процессуальные;

д) по сферам управления отдельными отраслями - социально-культурной, административно-политической, экономической и др..

Административные правоотношения имеют сложное строение и включают такие элементы, как субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений являются юридические факты.

Субъектами административных правоотношений называют государственные органы, физических и юридических лиц, которые наделяются административно-правовыми нормами определенным объемом полномочий в сфере государственного управления (исполнительной власти).

Необходимо различать субъект административного права и субъект административных правоотношений Названы понятия близкие, но не тождественные Субъект административного права может существовать абстрактно, но нико оли не будет вступать в правоотношения А вот субъекты административных правоотношений всегда конкретны Для того чтобы субъект административного права стал субъектом административных правоотношений, необходимые т аки три условия: а) наличие административно-правовой нормы, предусматривающей административные права и обязанности б) наличие административной правосубъектности (право-дееспособности) в) наличие администратораративного юридического фактакту.

Административно-правовые нормы содержатся в источниках административного права.

Субъекты административных правоотношений должны обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Субъектами административных правоотношений могут быть: а) Президент Украины б) государственные органы власти, в) государственные служащие г) граждане Украины; иностранцы и лица без гражданства; д) системы стема местного самоуправления; е) объединения граждан и и.

Объектом административных правоотношений является сама управленческая деятельность в сфере государственного управления.

Содержание административных правоотношений характеризуется синтезом фактического и юридического Юридическое содержание - это административные субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, т.е. возм ности императивных действий уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных субъектов Фактическое содержание - это само поведение субъектов административных правоотношений, их деятельность, в качестве й реализуются субъективные права и юридические обязанности сториін.

Содержание административного субъективного права включает следующие возможности: а) действовать в соответствии со своими полномочиями б) требовать определенных действий от обязанной стороны в) воздействовать на объект управления г) просмотр пользовать формы и методы контроля, поощрения и принуждение.

Административные юридические обязанности - это закрепленная нормами административного права мера необходимого, наиболее умного и целесообразного поведения субъекта, направленная на удовлетворение интересов носителя администратора тративного субъективного права и обеспеченная возможностью государственного принуждение.

Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости: а) осуществление определенных действий, б) воздержания от совершения действий, противоречащих интересам других лиц, в) требовать осуществления или неосуществления тех или иных действий от других лиц; г) нести юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных нормой административного права необходимых вариантов поведения.

Административные юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой административно-правовой нормы, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений зависимости от оснований рассматривают различные виды юридической их фактов:

1) по юридическим последствиям - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;

2) в зависимости от формы их проявления - позитивные и негативные;

3) по характеру действия различают юридические факты одноразовой и непрерывного действия;

4) по характеру действий - активные и пассивные;

б) по отраслевому признаку - материальные и процессуальные;

6) по распределению прав и обязанностей - односторонние и многосторонние;

7) по функциям в механизме правового регулирования - регулятивные и охранительные;

8) в зависимости от количества субъектов - простые и сложные;

9) при наличии воли - юридические действия (жизненные обстоятельства, характеризующие волевую поведение административных субъектов, их внешнее выражение воли и сознания) и юридические события (жизненные обстоятельства которые возникают, развиваются и прекращаются независимо от воли субъектов административных правоотношений.

Юридические действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные Правомерные юридические действия (поступки и результаты деятельности) всегда соответствуют нормам административного права (например, представление ска аргы, обращение организации по регистрации, представление проекта документа на экспертизу и др..).

Неправомерные юридические действия - правовые аномалии, злоупотребление правом (не является правонарушением) и административных правонарушениях.

К юридическим событий относят рождение или смерть человека, стихийные бедствия, болезни и т.д..

Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства, которые предусматриваются нормами административного права, имеют большое теоретическое и практическое значение для административных правоотношений.

Таким образом, административные правоотношения носят ярко выраженный императивный характер В то же время существуют и отдельные горизонтальные отношения, в том числе и административно-договорного характер ру, которые в административном праве имеют четко выраженный вспомогательный и временный харакр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: