Субъекты административных правоотношений

ТЕМА 6. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под трудовым договором?

2. Каков порядок заключения трудового договора?

3. Каков порядок расторжения трудового договора по инициативе работника?

4. Каков порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя?

5. Каков порядок увольнения и производства расчета?

6. Что понимается под рабочим временем? Какие виды рабочего времени вы знаете?

7. В каких случаях работникам назначают сверхурочные работы?

8. Каким категориям работникам установление неполного рабочего времени обязательно для работодателя?

9. Что понимают под временем отдыха? Какие виды отдыха установлены трудовым кодексом?

10. Раскройте порядок привлечения к материальной отвественности?

11. Что следует понимать под дисциплинарной ответственностью?

12. Какие виды дисциплинарных взысканий предусмотрены ТК РФ?

13. Что такое трудовой спор? Какие трудовые споры вы знаете?

14. Какой орган первично рассматривает индивидуальные трудовые споры? Каковы его функции?

15. Какие трудовые споры рассматриваются в районных судах?

16. Чем отличаются порядок разрешения коллективных трудовых споров, от индивидуальных трудовых споров?

Нормативные акты и литература

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст в ред. закона РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008. - № 6 –ФКЗ – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 33с.

2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 30 декабря 2001.: по состоянию на 30.12.2008] – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 150с.

3. Российская Федерация. Законы. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 12.01.1996.: по состоянию на 30.12.2008] – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 12с.

4. Российская Федерация. Законы. О занятости населения в Российской Феде­рации 19.04.1991.: по состоянию на 25.12.2008] – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2009. – 20с.

5. Анисимова Л.Н., Анисимов А.Л. Трудовые договоры. Трудовые споры: Монография [Текст] / Л.Н. Анисимова, А.Л. Анисимов - М., 2003 – 256с.

6. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник [Текст] / К.Н.Гусов, В.Н. Толкунова - М.: Юрайт, 2004 – 495с.

7. Скобелкин В.Н. Дисциплинарная и материальная ответственность рабочих и служа­щих: Монография [Текст] / В.Н. Скобелкин - Воронеж, 2004. – 325с.


Административное право, регулируя сложившиеся правоот­ношения, определяет круг участников и выделяет специальный субъект. Объясняется это тем, что регулируемые административ­ным правом отношения в основном возникают и складываются при реализации функций органов исполнительной власти, то есть в органах руководства и подчинения. Таким образом, админист­ративным правом выделены пять групп участников:

1) физические лица;

2) должностные лица;

3) военнослужащие и иные лица, на которых распространя­ется действие дисциплинарных уставов;

4) иностранные граждане, лица без гражданства и иностран­ные юридические лица;

5) юридические лица.

Возраст, по достижении которого для физического лица на­ступает административная ответственность, определяется с ше­стнадцати лет. При установлении данного возрастного предела руководствовались теорией ограниченной дееспособности чело­века. Именно с шестнадцати лет человек начинает вполной мере осмыслять законность своих поступков и действий, давать им оценку, определять пропорциональность последствий и от­ветственности за них.

Критерием требования к назначению административной от­ветственности служит то, чтобы виновному лицу исполнилось шестнадцать лет не вмомент привлечения его к администра­тивной ответственности, а вмомент совершения им админист­ративного правонарушения. Например: ко времени возбужде­ния производства за совершенное им административное право­нарушение Д. исполнилось шестнадцать лет. В судебном засе­дании было установлено, что в момент совершения правонару­шения Д. было полных пятнадцать лет. В связи с этим Д. от административной ответственности был освобожден, а админи­стративное производство в отношении его прекращено.

Административное право предусматривает три ситуации, когда виновное в совершении административного правонаруше­ния лицо не подлежит ответственности. Такими ситуациями являются:

1. Невменяемость. Оценкой критерия невменяемости может
служить только медицинское заключение экспертов, выноси­
мое в отношении виновного в административном правонаруше­нии лица.

Виновное лицо может быть освобождено от ответственности только в том случае, если данное заключение подтвердит о со­вершении им административного правонарушения в состоянии невменяемости.

2. Крайняя необходимость. Понятие «крайняя необходи­мость», содержит элементы, исключающие из разряда админи­стративных правонарушений возможное причинение лицом вре­да по наличию виновного деяния в нем:

1) совершенное деяние виновного лица должно быть направ­лено на предотвращение иного административного правонару­шения;

2) виновное лицо не должно иметь иной возможности по предотвращению административного правонарушения, кроме совершенного деяния;

3) характер, объем и последствия совершенного виновным лицом деяния не должны превышать характер, объем и послед­ствия предотвращенного административного правонарушения.

Административное право расширяет круг субъектов, несу­щих административную ответственность, относя к ним и долж­ностных лиц, если законом не установлено иное.

Под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяй­ственные функции руководителя, а также другие работники государственных, иных коммерческих и некоммерческих орга­низаций, а также лица, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность в соответствии с дис­циплинарными уставами, предусматривающими наказания за административные правонарушения.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-ис­полнительной системы, федеральных органов налоговой инспек­ции и таможенных органов, то есть служащие тех органов, в отношении которых разработаны и действуют специальные нор­мативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохож­дения службы в указанных органах, несут административную ответственность, предусмотренную ими.

Исключением для данного специального субъекта, когда он несет административную ответственность по общим основани­ям (кроме наказания в виде административного ареста, а к во­еннослужащим, проходящим военную службу по призыву, так­же и административного штрафа), являются правонарушения, посягающие на объекты, имеющие двухсторонний интерес и при­стальное внимание государства и общества:

1) права, регламентированные законодательством о выборах и референдумах;

2) область обеспечения санитарно-эпидемиологического бла­гополучия населения;

3) правила дорожного движения;

4)требования пожарной безопасности вне места службы;

5) права, регламентированные законодательством об охране окружающей природной среды;

6) таможенные правила и правила режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режи­ма в пунктах пропуска через государственную границу Россий­ской Федерации;

7) область налогов, сборов и финансов;

8)невыполнение законных требований прокурора, следова­теля, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Требование административного права к иностранным граж­данам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, скла­дывается из двух оснований:

1) территориальности (места совершения административно­го правонарушения);

2) статуса (значимости лица в международных взаимоотно­шениях).

При сопоставлении данных двух оснований можно выделить следующий порядок привлечения к административной ответ­ственности иностранных лиц, лиц без гражданства и иностран­ных юридических лиц:

1. При совершении административного правонарушения на территории Российской Федерации они подлежат ответственно­сти на общих основаниях.

2. При совершении административных правонарушений на водном объекте, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, подлежат административной ответственности, согласно законодательству данной территории.

3. Совершившее административное правонарушение иност­ранное лицо, пользующееся иммунитетом (неприкосновеннос­тью) Российской Федерации, подлежит административной от­ветственности, согласно нормам международного права.

Таким образом, административное право, в отличие от уго­ловного права, предусматривает виновность юридического лица и неотвратимость наступления наказания за совершенное проти­воправное деяние. Закрепление данного положения обусловлено сложившейся ситуацией в обществе и в нынешней рыночной экономике. Юридические лица пытаются различными способа­ми, путями и средствами достичь своей цели и выгоды, зачастую нарушая закон. Основания наступления административной от­ветственности юридических лиц состоят из двух элементов:

1.Юридические лица подлежат ответственности за административные правонарушения, предусмотренные административ­ным законодательством Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных право­нарушениях.

Перечень оснований наступления административной ответ­ственности, для юридических лиц, здесь расширен. Они насту­пают не только за административные правонарушения, предус­мотренные законодательством Российской Федерации, но и по законодательству ее субъектов.

2. Если административное правонарушение одновременно может быть совершено как физическим (должностным), так и юридическим лицом, то ответственность может быть примене­на к ним в равной мере, за исключением административного правонарушения, которое может быть совершено только физи­ческим лицом.

Некоторые административные правонарушения могут быть совершены только физическим лицом (например, хулиганство). Иные же правонарушения (например, против охраны окружаю­щей среды и природопользования) могут быть совершены как физическим, так и юридическим лицом.

Зачастую, достигая результата, руководствуясь девизом «цель оправдывает средства», совершая административное правона­рушение и пытаясь уйти от ответственности, юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму (путем ликвида­ции или реорганизации). В связи с этим административное пра­во предусматривает наступление ответственности правопреем­ника или вновь созданного юридического лица:

1)при слиянии нескольких юридических лиц к ответствен­ности привлекается вновь созданное юридическое лицо;

2)при присоединении одного юридического лица к другому к ответственности привлекается присоединившееся юридичес­кое лицо;

3)при разделении или выделении юридического лица к от­ветственности привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанно­сти виновного в административном правонарушении юридичес­кого лица;

4) при преобразовании юридического лица одного вида в другое к ответственности привлекается вновь возникшее юри­дическое лицо.

Административное право закрепляет принцип: «незнание не освобождает от ответственности». То есть незнание право­преемником реорганизованного юридического лица о совершен­ном его предшественником административном правонарушении не освобождает его от административной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: