Грамотное управление дебиторской задолженностью и кредитной политикой предполагает постоянный анализ состояния дебиторской задолженности и использования полученных данных для двух основных целей:
1.В случаях, когда имеет место серьезные просрочки платежей, руководство службы сбыта, финансовой службы, а иногда и предприятие в целом, получают серьезную информацию для принятия неких коррективных действий.
2.На основе грамотного структурирования и последующего анализа дебиторской задолженности может быть сделан эффективный прогноз будущей ситуации с дебиторской задолженностью и могут быть приняты необходимые меры с использованием более или менее надежного прогноза.
На этапе планирования дебиторской задолженности на основе уже имеющегося опыта можно исследовать эффективность тех или иных условий политики коммерческого кредитования в применении особо грамотной клиентуры. В процессе осуществления продажи непосредственно в плановом периоде можно прогнозировать и вырабатывать решения по поводу данной ситуации.
Вопрос.
Невозврат денежных средств и запаздывание дебиторской задолженности является достаточно частым явлением в отечественной практике. Сотрудники службы сбыта так или иначе должен владеть различными методами ее получения.
Использование этих методов возможно в двух этапах:
1.Анализ дебиторской ситуации.
На данном этапе необходимо провести общую оценку поведения должника и его отношение к долгу.
Кроме того, необходимо выделить и проанализировать элементы силовой структуры клиента, с которыми предстоит работать.
2.Получение дебиторской задолженности
Приемы:
-метод использования дебиторов должника
-метод финансово-кредитной помощи
-метод «окучивания» должника предполагает личную помощь сотрудников службы сбыта в решении какой-то проблемы соответствующего персонала заказчика, использование возможностей оказания поддержки в социально значимых делах и т.п..
-метод нарастающего давления предполагает последовательное исполнение таких методов контракта, как краткосрочные напоминания по телефону, сообщения по электронной почте и т.д..
-метод «неожиданного письма»
-метод предложения о сотрудничестве
-метод «регионального воздействия»
-приостановка и разрыв деловых связей
-переуступка долга
-обращение в судебные органы.