Статистическое наблюдение — первая стадия статистического исследования, представляющая собой научно организованный сбор массовых данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни.
Однако не всякое собирание сведений является статистическим наблюдением (например, наблюдение покупателя за изменением цен на городских рынках). Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.
Примерами статистического наблюдения служат систематический учет затрат на производство (его результат — обеспечение бесперебойного производства) и популярные в последние годы в России опросы общественного мнения с целью выявления отношения людей к представляющим интерес вопросам или событиям.
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм. Оно обязательно должно быть массовым, систематическим, проводиться на научной основе по заранее разработанным плану и программе.
В системе государственной статистики не менее трети всего объема работ связано с получением данных.
Методология статистического наблюдения включает разработку вопросов, связанных с определением целей, выделением основных объектов исследования, выбор единицы наблюдения, разработку программы, создание плана наблюдения.
Цель наблюдения — сбор информации о социально-экономических процессах и явлениях для их изучения и последующего принятия соответствующих управленческих решений. Цель наблюдения формулируется в документах, разработанных на основании распоряжений Федеральной службы государственной статистики или местных органов власти.
Объектом статистического наблюдения называется совокупность единиц изучаемого явления, подлежащая статистическому изучению (предприятия, фирмы, определенные группы населения и т.д.). Объект наблюдения определяется указанием состава и границ изучаемой совокупности единиц. Например, объектом переписи населения является совокупность всех живущих в данной стране лиц, объектом наблюдения при изучении торговли — совокупность розничных и оптовых торговых предприятий различных форм собственности, зарегистрированных на данной территории, и т.д.
Единица наблюдения — первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации (предприятие, фирма, семья и т.д.). В зависимости от целей статистического наблюдения может быть выбрана одна или несколько единиц наблюдения. Так, при изучении промышленности в качестве единицы наблюдения может выступать отдельное промышленное предприятие или фирма со своим уставом, расчетным счетом, основным и оборотным капиталом; при изучении сельского хозяйства — сельскохозяйственное предприятие, а при проведении переписи населения могут быть выбраны две единицы наблюдения: человек и его семья.
Исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения разрабатывается программа наблюдения.
Программа наблюдения представляет собой перечень показателей, подлежащих регистрации (перечень вопросов, по которым в процессе наблюдения осуществляется сбор сведений по каждой обследуемой единице). Например, программа переписи населения содержит вопросы о возрасте, образовании, семейном положении, наличии детей и т.д.).
Вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них находят отражение в основном инструменте наблюдения – в статистическом формуляре (переписной лист, анкета, бланк и т.д.).
Организационный план статистического наблюдения представляет перечень мероприятий по сбору и обработке материалов, с указанием сроков исполнения, ответственных лиц и конкретных исполнителей. Срок исполнения означает время начала и завершения сбора информации. Это время нужно отличать от времени осуществления наблюдения, то есть от времени, к которому относятся сведения. Так, при проведении переписи населения устанавливается срок, в течение которого переписчики обходят домашние хозяйства (обычно несколько дней), но сведения о человеке и его семье собираются на определенную дату. Планом наблюдения регулируются права и обязанности каждого из соисполнителей.
В плане наблюдения устанавливается территория для его осуществления, а также перечень лиц и организаций, ответственных за проведение каждого из этапов плана, в том числе за подготовительную работу, сбор, проверку и обработку информации по отдельным территориальным единицам, закрепленным за счетчиками. Такие участки принято называть счетными участками, их величина существенно зависит от сложности установленной программы наблюдения и сроков его проведения, характера изучаемого объекта, разброса единиц наблюдения по счетным участкам и ряда других факторов.
Важное значение имеют проводимые подготовительные мероприятия. Зачастую именно они позволяют осуществить быстрое и четкое получение достоверной и оперативной информации.
Подготовительные работы включают:
• решение вопросов финансирования статистического наблюдения с указанием конкретных сумм и источников их получения;
• проведение массовой разъяснительной работы среди населения и участников наблюдения (лекции, беседы, выступления в печати, по радио и телевидению);
• разработку бланков статистического наблюдения, их размножение;
• подготовку квалифицированных кадров, обучение персонала, проведение различного рода инструктажа и т.д.;
• разработку методологического аппарата для анализа и представления результатов наблюдения;
• приобретение или разработку программного обеспечения для обработки данных, закупку вычислительной и оргтехники;
• оборудование мест сбора и обработки данных;
• подготовку каналов передачи информации и средств связи;
• закупку необходимых материалов, в том числе канцтоваров и мебели;
• согласование деятельности всех служб и привлекаемых к совместным действиям организаций.
В различных наблюдениях содержание и перечень проводимых подготовительных мероприятий существенно различаются. Однако некоторые из них характерны практически для любого статистического наблюдения.
Один из видов таких работ — составление списка отчетных единиц, необходимого как для проверки полноты и своевременности поступивших сведений, так и для определения объема работ и расчета необходимого количества работников для проведения наблюдения. В качестве отчетных единиц могут выступать учреждения образования (вузы, школы, колледжи, детские сады) и здравоохранения, предприятия, организации, фирмы и отдельные предприниматели.
Другое необходимое подготовительное мероприятие — инструктаж аппарата учетно-экономических служб предприятий и привлеченных для сбора данных лиц о правильном составлении документов (статистических отчетов, переписных листов и т. п.). От профессионализма счетных работников напрямую зависит достоверность и полнота полученных сведений. Для более четкой их работы необходимо заблаговременно и в достаточном количестве отпечатать и разослать бланки документов, а также инструкции по их заполнению.
Важнейшим подготовительным мероприятием, особенно при проведении переписей населения, является пропаганда среди населения через средства массовой информации задач и целей обследования для успешного проведения статистического наблюдения.
Таким образом, все конкретные мероприятия направлены на успешное проведение работы по регистрации необходимых сведений и реализацию заданной программы статистического наблюдения.