Система национальных счетов (СНС), реализуемая в Российской Федерации, основана на методологических положениях, разработанных совместно с ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом и принятых в 1993 г. (СНС-93). Она построена с учетом специфики и функционирования страны, находящейся на переходном этапе к рыночным отношениям.
Система национальных счетов используется для описания и анализа процессов рыночной экономики на макроуровне более чем в 150 странах мира. СНС представляет собой развернутую макростатистическую модель рыночной экономики, отвечающую потребностям экономико-статистического анализа результатов ее функционирования и оценки эффективности.
СНС — основа национального счетоводства. Суть системы национальных счетов сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Таким образом, имеется возможность проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости: от производства — до использования.
Счета используются для регистрации экономических операций, осуществляемых институциональными единицами, а именно: предприятиями, учреждениями, организациями, домашними хозяйствами и др., которые являются резидентами данной страны. Отражаются также операции между резидентами данной страны и нерезидентами.
В соответствии с методологией СНС институциональная единица относится к категории резидентной единицы в случае, если центром ее экономических интересов является экономическая территория данного государства. При этом центр экономических интересов для институциональной единицы определяется наличием на экономической территории конкретных мест проживания, производства или других объектов, фактически используемых для участия в экономической деятельности и операциях значительного масштаба в течение неопределенного или определенного длительного периода времени.
Записи в счетах относятся не к каждой отдельной экономической операции, а к обобщающим числовым характеристикам соответствующих групп экономических операций, например потребление, накопление, экспорт. Таким образом, записи в счетах — это аналитические обобщающие показатели различных аспектов экономического процесса, например добавленная стоимость, первичный доход, сбережение и т.д.
Наиболее важные из них, относящиеся к экономике в целом, называются агрегатными (например, валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, национальное богатство и др.).
Национальные счета — набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. Каждый счет представляет собой баланс в виде двухсторонней таблицы, в которой каждая операция отражается дважды: один раз — в ресурсах, другой — в использовании. Итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая является ресурсной статьей следующего счета.
Балансирующая статья счета, обеспечивающая баланс (равенство) его правой и левой частей, рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием. Иначе говоря, балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета. Этим достигаются увязка счетов между собой и образование системы национальных счетов.
Система национальных счетов, реализуемая в Российской Федерации, включает следующие счета.
Счета внутренней экономики в целом:
• счет товаров и услуг;
• счет производства;
• счет образования доходов;
• счет распределения доходов:
а) счет распределения первичных доходов,
б) счет вторичного распределения доходов;
• счет использования национального располагаемого дохода;
• счет операций с капиталом.
Счета отраслей экономики:
• счет производства по отраслям;
• счет образования доходов по отраслям.
Счета внешнеэкономических связей(«остального мира»):
• счет текущих операций;
• счет капитальных затрат;
• финансовый счет.
Построение финансового счета, счета других изменений в активах, счетов остальных секторов, а также балансовых таблиц национального богатства и других элементов СНС осуществляется поэтапно. Все счета (кроме счетов экономики) являются консолидированными, т.е. построенными для экономики в целом, и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и зарубежными странами, а с другой — взаимосвязь различных показателей системы счетов.
Показатели системы национальных счетов позволяют изучить темпы экономического роста и колебания экономической конъюнктуры, которые используются для анализа общих тенденций экономического развития страны за тот или иной период, оценки эффективности проводимой экономической политики, международных сопоставлений макроэкономических показателей.
Совершенствование статистики макроэкономических показателей обосновано Федеральной целевой программой «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах», в которой на основе мониторинга макроэкономических показателей российской экономики предусматривается осуществлять путем развития информационной базы и анализа текущего состоянии экономики изменения внешних и внутренних условий, тенденций и факторов социально-экономического развития, выявлять диспропорции и переломные моменты в развитии экономики.
Это позволит обеспечить качественную разработку проектов сценарных условий и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды, их увязку со структурной перестройкой экономики, развитием регионов, отраслей и секторов национальной экономики, что повысит эффективность принятия решений в области социально-экономической политики государства.