Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы и стратегия лимитирующего ценообразования

В параграфе 1 предполагалось, что количество фирм в отрасли постоянно и существуют непреодолимые барьеры входа в отрасль. Если отменить эти условия, то доминирующей фирме придется выбирать между 2-мя альтернативами:

1) Она может максимизировать экономическую прибыль, не обращая внимания на возможность входа в отрасль других фирм. Данную ситуацию описываетмодель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы.

2) Лидер отказывается от попыток максимизировать краткосрочную прибыль и вместо этогоснижает цену до такого уровня, при котором вход в отрасль новых фирм и расширение объема выпуска конкурентами становится невыгодным (стратегия лимитирующего ценообразования). Ее описывает модель Бэйна (рис. 7.2).

N
К
MR
QL1
QL2
Q
DL
АТСL
АТСс
В
А
PL2
PL1
P

Рис.7.2. Модель Бэйна

ЦенаPL2 – лимитирующей цена. Согласно графику PL2 > АТСL, т. е. лидер получает экономическую прибыль в долгосрочном периоде (издержки могут быть ниже из-за эффекта масштаба).

Однако на кажущуюся простоту ценообразования, ограничивающего вход, его применение на практике ставит перед фирмами ряд проблем:

1. доминирующая фирма должна точно оценить как свои издержки, так и издержки потенциальных конкурентов, а также условия спроса.

2.фирма-лидер должна поддерживать величину выпуска в отрасли на соответствующем уровне.

3. ценообразование, ограничивающее вход, неэффективно в условиях быстро растущего спроса и в отраслях с высокой скоростью технологических инноваций.

4. существует асимметрия информации об издержках.

Динамическая модель ценообразования доминирующей фирмы

Динамическая модель ценообразования доминирующей фирмы Гаскина предполагает, что фирмы постоянно входят на рынок. Проанализируем некоторые варианты поведения доминирующей фирмы.

1-случай (рис. 7.3). Предположим, что издержки доминирующей фирмы ниже издержек потенциальных конкурентов. Средние издержки типичной конкурентной фирмы равны предельным и по величине равны МС=АТС.

N, число потенциальных конкурентов
n, число новых фирм в отрасли
ATC
P3
P
P2
PL
PL = ATC
PL
P1
Р

Рис. 7.3. Рис. 7.4.

Цена PL = АТС называетсяограничительной ценой.

2-ой случай (рис.7.4). Стратегия называется стратегией «выталкивающего» ценообразования.

3-ий случай. Новые фирмы входят в отрасль одновременно, группой.

4-ый случай. Политика грабительского (хищнического) ценообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: