Дефекты рынка, затрудняющие инновационное развитие:
1) Успех радикальных изменений зависит от качества общественных благ (науки и образования), производство которых не связано с коммерческими эффектами.
2) Инновационно-технологический сектор малочувствителен к краткосрочным рыночным сигналам, для его развития требуются средне- и долгосрочные стимулы.
3) Высокий уровень расходов и повышенный риск продвижения инновации могут подавлять стимулы к инновациям у участников рынка.
Все это обусловливает необходимость активного участия государства в качестве надрыночного института, создающего благоприятную среду для инновационного развития.
Регулирование инновационного сектора осуществляется путем проведения государством промышленной, технологической и инновационной политики, т.е. взаимосвязанных способов комплексного воздействия на технологическую структуру экономики.
В данном ракурсе главной задачей промышленной политики является разработка долгосрочных приоритетов развития науки и техники, а также определении так называемых «восходящих» и «заходящих» отраслей.
Господдержка развития «восходящих» отраслей сводится к следующим макроэкономическим мероприятиям:
1) Кредитная политика, поддерживающая высокий уровень частных сбережений.
2) Налоговые льготы, стимулирующие технологическое развитие отрасли.
3) Государственные заказы и государственные субсидии.
4) Внешнеэкономическая политика, направленная на защиту «восходящих» отраслей.
Технологическая политика государства – это комплекс мероприятий по созданию, адаптации и распространению в производстве новых технологий, который обусловливает появление на рынке новых товаров, рост производственной эффективности предприятий.
Технологии рассматриваются как экономический ресурс. Технологическое развитие экономики определяется способностью экономических агентов к нововведениям, к эффективному использованию технологических ресурсов. Используется с этой целью «промышленное таргетирование».