Теория К.Юнга

Юнг утверждал, что душа (в его теории термин аналогичный личности) состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.

ЭГО является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового наследственного опыта.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой в структуре личности. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов, то есть врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это не воспоминания или образы как таковые, а именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

Юнг выделил много архетипов: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог, смерть и т.д. Он полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченно. Юнг особое место уделял персоне, аниме и анимусу, тени и самости. Персона – это публичное лицо, то есть то как мы проявляем себя с другими. Тень – архетип, который противоположен персоне. Это темная, животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Анима – внутренний образ женщины в мужчине. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине. Самость – это сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы.

3. Теория Э.Берна.

По Э.Берну в структуру личности включены три составляющих «Родитель», «Взрослый», «Дитя». В состоянии «Родитель» человек ведет себя как имеющий авторитет и заботу. Если это авторитетный «Родитель», то он часто произносит запреты, часто требует соблюдения норм. В случае, если это заботливый «Родитель», то в лексике присутствуют слова заботы и опеки. В состоянии «Взрослый» человек действует и думает логично, рационально. Поэтому в речи человек использует обороты: «Я думаю», «По моему мнению», «Вероятно». Состояние «Дитя» или «Ребенка» человек думает и говорит как ребенок – непосредственно. Правда, это может быть капризный Ребенок, либо адаптивный или же зависимый, подчиняющийся Ребенок. Но в любом случае человек отвечает из состояния Ребенка непосредственно, по-детски. Люди общаются из разных состояний: один может говорить из состояния Взрослого, а другой отвечать из состояния Ребенка. Э.Берн любой акт взаимодействия называет транзакцией. Возможны разные виды транзакций: параллельные (оба партнера по коммуникации общаются из одного состояния, например, Взрослого), пересекающиеся (партнеры общаются из разных состояний. Например, один из состояния Родителя, а другой – Ребенка), скрытые (в речи используются слова, которые необходимо «расшифровывать», поскольку они несут другую смысловую нагрузку). Достаточно часто в общении люди используют не параллельные транзакции, а пересекающиеся и скрытые. Это создает определенные сложности не только в интерпретации сообщений, но и в эффективности самой коммуникации.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличие теории З.Фрейда и К.Юнга?

2. В чем, по Вашему мнению, сходство теории Э.Берна и З.Фрейда?

3. Что такое архетип?

Основная литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в люди / Э.Берн. – Л., 1992.

2. Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер Ком, 1998.

Дополнительная литература:

1. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Вопросы философии. – 1988. - № 1. - С. 133-151.

2.. Юнг К.Г. Психология бессознательного: Пер. с нем. / К.Г. Юнг. - М.: ООО “Изд-во АСТ-ЛТД”, Канон +, 1998.

3. Юнг К.Г. АIОN. Исследование феноменологии самости: Пер. с нем. / К.Г.Юнг. // Юнг К.Г. Избранное. - М.: ООО “Попурри”, 1998.

2.3. Психические процессы и их влияние на восприятие информации.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: