Специфика внушающего воздействия

Внушение – это прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом восприятии информации. В отличие от убеждения внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого человека как инструкцию к действию.

Эффективность внушаемого воздействия зависит от способности субъекта к внушению. В данном случае имеется в виду, что субъект должен иметь определенный кругозор и компетентность, уверенность в том, что он умеет внушать, находчивость.

Процесс внушения, его эффективность зависит также от внушаемости объекта. Это свойство определяется во многом отношением личным, ценностным объекта к субъекту. Вначале объект внушения как бы оценивает компетентность, интеллект, доброжелательность субъекта. На основании этой оценки строится его «доверие-недоверие». Затем объект как бы выясняет для себя (правда, это происходит на неосознаваемом уровне), имеет ли субъект психологическое превосходство над ним. В случае положительного ответа, то есть при превосходстве, объект внушения принимает чужое психическое состояние, мнение, поведение как свое.

Внушение основано на способности любого человека к внушаемости – суггестивности. Необходимо отметить, что суггестивность может быть усилена благодаря действию ситуативных факторов. Это могут быть сонливость, сильное эмоциональное возбуждение, слабая воля, озабоченность, общее утомление, отсутствие опыта, дефицит времени для принятия решения, некомпетентность в вопросе обсуждения и другие. Рассмотрим влияние некоторых ситуативных факторов (на примере рекламы). А.В.Брушлинский полагал, что мышление человека работает непрерывно. Но в некоторых случаях оно работает более эффективно, а некоторых – менее. Человеку в последнем случае не хватает логических аргументов, чтобы сопоставить факты и сформулировать логический вывод, суждение, умозаключение. В эти моменты реклама как бы продолжает за человека его мысль, подводит к решению, помогает принять довод, влияет на вывод. В этих ситуациях человек может принять точку зрения рекламиста как свою собственную, даже не замечая этого.

Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина, В.Г.Шахурин считают, что внушение предполагает способность людей принимать информацию, основанную не на доказательствах, а на престиже источников. Они утверждают, что следует различать первичную (психомоторную) внушаемость, суть которой сводится к готовности соглашаться с информацией на основе некритичности восприятия, и престижную внушаемость – изменение мнения под влиянием информации, полученной из высокоавторитетного источника.

Внушение носит, как правило, вербальный характер. Это доказывает возможность внушения с помощью СМИ. При этом сила воздействия зависит от повторяемости информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: