Социально-психологические исследования интереса

Интересом называют окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете. Наличие интересов является проявлением познавательной потребности и характеристикой направленности личности. В условиях познавательной деятельности содержание интереса может существенно обогащаться за счет расширения связей предметного мира. Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает новые интересы, соответствующие новому, более высокому уровню познавательной активности. Интерес может перерастать в устойчивую личностную потребность, активное отношение к окружающему миру и даже склонность личности. В психологии различают непосредственный, то есть обусловленный привлекательностью самого объекта, и опосредованный, как средство достижения поставленных целей, интересы. На основе социально-психологических исследований выявлены шесть условий формирования интереса: 1. Интерес обычно возникает к тому, что тесно связано с жизнедеятельностью человека, со стоящими перед ним задачами, заботами и мыслями о своей жизнедеятельности. Исключение составляют люди, у которых очень высокая познавательная потребность и им интересно все, с чем они сталкиваются. 2. Интерес возникает к тому, о чем человек уже что-то знает или в связи с чем у него уже имеется некоторый опыт. Если в коммуникации дается информация о чем-то совершенно незнакомом, то это может вызвать настороженно-недоверчивое отношение. 3. Интерес возникает к новым знаниям или информации, которые дополняют уже известные, то есть обязателен элемент новизны. 4. Интерес возникает и поддерживается неудовлетворенной потребностью. При этом, как ни странно, люди не всегда знают, каковы их неудовлетворенные потребности (за исключением простейших). Поэтому в процессе коммуникации центральным психологическим механизмом формирования интереса является выгодное сравнение того, что имеется с тем, что предлагается. 5. Интерес обычно проявляется как окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания. Поэтому процесс коммуникации может сам по себе генерировать положительные эмоции, что и вызовет интерес. 6. Интерес к чему-либо можно активно формировать. В этом случае он может и не быть связанным с какой-либо потребностью, а являться прямым результатом психологических воздействий, например, подражания и заражения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: