Понятие мотивы

Мотив – материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта. Наиболее глубоко в отечественной психологии раскрыл понятие мотива А.Н.Леонтьев. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Мотив – это предмет, который отвечает актуальной потребности, а потому он побуждает и направляет деятельность. Иными словами, мотив – это побудительная причина, внутренняя движущая сила, повод к определенному действию. Деятельность всегда имеет мотив. Обращение аудитории к СМИ также можно представить в виде деятельности, имеющей мотив. Например, в качестве мотива этой деятельности может быть проведение свободного времени, поиск нового.

«Немотивированная деятельность» - та, мотив которой скрыт от самого субъекта. Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов. Поэтому она называется полимотивированной. Точно также она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы нередко сопровождаются драматической борьбой мотивов. При обращение у СМИ у человека также возможна борьба мотивов. К примеру, смотреть новый документальный фильм или сериал, почитать новую прессу или вообще выполнить неотложные дела по дому или работе. Окончательное решение принимает субъект на основе внутренней системы ценностей, ценностных ориентаций. При полимотивированности о дин из мотивов становится основным, ведущим, а другие – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивационный комплекс, как правило, не осознается, но непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или объектов, в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта. Иными словами, после того, как человек сделал выбор в пользу того или иного средства массовой информации и посвятил именно ему свое время, он ощущает или удовлетворение или, напротив, разочарование за напрасно потраченное время.

Формирование ведущего мотива приводит к тому, что он придает деятельности, действиям определенный личностный смысл – осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. Например, человек выбирает для просмотра ток-шоу, имея в качестве внутреннего ведущего мотива – желание приобщиться к состоятельным людям (хотя бы на время), чтобы понять как они живут, что чувствуют. Либо чтобы узнать, что модно в «свете». Но при этом манифестируемый (декларируемый публично) личностный смысл может быть сформулирован, как желание отдохнуть и провести время.

В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс разумного управления своими мотивами. Так, в случае, если личность стоит перед выбором – «за» или «против» конкретных передач, журналов, активно демонстрирующих интимные сцены, то предпочтения определятся ведущим мотивом и потребностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: