Мотивация в процессе обращения к СМИ

Мотивация – это процесс, обусловленный нехваткой или потребностью, которая активизирует поведение или создает побуждение на достижение определенной цели. Мотивация складывается их трех взаимосвязанных элементов: потребностей, мотивов (побуждений) и вознаграждений. Как видим, мотивация обязательно связана с вознаграждением. Мотивация обращения аудитории к тем или иным СМИ также определяется указанными тремя факторами. Рассмотрим некоторые виды потребностей и мотивов, стимулирующих обращение к конкретному СМИ.

Потребность в информации. Она тесно связана с жизнедеятельностью людей в постоянно меняющихся ситуациях взаимодействия. Новые ситуации предъявляют новые требования, ставят новые задачи, решать которые можно только, обладая необходимой информацией. Информационная потребность является проявлением важнейших функций психики – когнитивной, аффективной, регулятивной.

Потребность в общении. Общение – это сложный многоплановый процесс поддержания и развития контактов между людьми. Человек, прошедший те или иные этапы социализации, не может находиться вне общения. СМИ создают такую возможность, в которой такая потребность реализуется. Правда, в данном случае потребность реализуется через такое средство информации, как Интернет во всевозможных форумах, чатах, Icq.

Потребность в одобрении. Кроу и Мэрлоу обнаружили, что люди, имеющие высокую потребность в одобрении, более склонны подчиняться общественным и групповым стандартам. Поэтому поддерживая стандарты референтной группы, человек обращается к тем СМИ, которые представляются для этой группы наиболее предпочтительными.

Потребность во власти или мотив достижений. Потребность во властвовании является приобретенной человеком в процессе его социализации. Известно, что информация представляет собой один из ресурсов власти. Поэтому, часто удовлетворяя именно эту (в некоторых случаях) неосознаваемую потребность, человек стремится к большей по сравнению с другими информированности. Степень информированности влияет на осознание социального статуса.

Потребность в немедленной обратной связи. Человек, имеющий такую потребность, будет стремиться участвовать в теле- и радиопередачах, идущих в интерактивных режимах. В таких случаях предоставляется возможность обратиться с вопросом непосредственно к ведущему или к участнику передачи, дать оценку тому или иному событию, предложить свой вариант решения какой-либо проблемы.

Потребность в безопасности. С помощью средств массовой информации могут ломаться устойчивые стереотипы, создаваться эталоны поведения и отношений. СМИ оказывают сильное влияние на умонастроения людей, направленность их активности. Роль этих средств особенно возрастает в критические периоды развития общества, когда оно нуждается в точных оценках и характеристиках ситуации.

Потребность принадлежности. Чаще всего такую потребность реализуют одинокие люди, дети, или же молодые, пребывающие в состоянии одиночества. В таком случае обращение к активным средствам массовой информации (телевидение, радио) позволяет им почувствовать некую причастность к действию, которая и снимает чувство одиночества.

Потребность, связанная с решением практических задач. Нередко новые способы решения таких задач можно найти именно в СМИ. Как посолить грибы, построить бассейн, научить шить – эти и многие другие задачи успешно решаются самыми разными СМИ.

Потребность эмоциональной разрядки. В некоторых случаях возникает необходимость перейти от одного вида эмоций к другим. Чаще всего требуется смена негативных на позитивные. Многие средства массовой информации, имеющие развлекательный характер, вполне справляются с этой задачей.

Потребность самовыражения. В полной мере такую потребность можно реализовать в сети Интернет. В настоящее время огромное количество пользователей публикуют свои записи – дневники, помещают целые фотовыставки, присылают отчеты о поездках. Самовыражаясь, авторы преподносят материал нестандартно, броско, емко, выразительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: