Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно. Такое искаженное представление нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека сильнейшим средством познания мира и его перестройки. Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
· вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;
· изменение величины, размеров объектов, времени в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения их по сравнению с действительными и создание таким образом фантастических образов. Например, старый как мир (гиперболизация по времени);
· соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов частей, элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета. Например, кентавр, соединяющий в себе человека и коня;
|
|
· мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание ему несоразмерно большего или особенного значения в характеристике объекта. Пример, хитрость как у лисы, трусость как у зайца;
· создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов. Такова типизация образа в художественной литературе – Онегин, Печорин, Обломов и др. Они наделены чертами, типичными для той эпохи.
В процессе коммуникации могут быть задействованы несколько видов воображения. 1. Непроизвольное – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. 2. Произвольное – создание новых образов с помощью волевых усилий. 3. Мечта – это образ желаемого будущего. 4. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. 5. Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного.
В целом на процесс коммуникации одновременно влияют и опыт, и умение человека создавать новые образы.
Вопросы для самопроверки:
1. Что вы понимаете под опытом?
2. Как опыт влияет на процесс коммуникации?
3. Каким образом воображение может воздействовать на процесс общения?
Основная литература
1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г.Крысько. – М.: Омега – Л, 2004. - С.72-75.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. - С.299-308.
Дополнительная литература:
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. - М.: «Проспект», 1999. – С.268-285.