Вторым шагом определения степени важности бизнес-процессов, является, их сопоставление с критическими факторами успеха. Основная суть сопоставления сводится к тому, что по каждому бизнес-процессу нужно ответить на следующий вопрос: "Какие критические факторы успеха поддерживает данный бизнес-процесс"?
Раннее было рассмотрено, что важность процесса определяется степенью его вклада в достижение стратегических целей компании, поэтому чем больше критических факторов успеха поддерживает рассматриваемый бизнес-процесс, тем больше его важность.
На рис.3 при поиске взаимосвязи между процессами и КФУ был применен прямой проход "снизу вверх" или "от процессов к КФУ". На практике необходимо проделать и обратный проход "сверху вниз" или "от КФУ к процессам", при котором для каждого критического фактора успеха определяются бизнес-процессы, их поддерживающие. Второй проход повысит качество получаемых результатов, а также поможет выявить бизнес-процессы, которых в компании на данный момент времени не существует, но для реализации стратегии они необходимы.
|
|
Для определения взаимосвязи между КФУ и процессами при обратном проходе "сверху вниз" для каждого критического фактора успеха нужно задать три взаимодополняющих вопроса:
· Какие из бизнес-процессов должны быть выполнены особенно хорошо, чтобы мы были уверены в достижении конкретного критического фактора успеха?
· Какие бизнес-процессы оказывают основное воздействие на конкретный критический фактор успеха?
· Какие бизнес-процессы не только имеют отношение к конкретному критическому фактору успеха, но и важны для него?
Рисунок 3. Сопоставление бизнес-процессов и
критических факторов успеха
Разработка матрицы сопоставления бизнес-процессов и критических факторов успеха
Для наглядного оформления результатов второго шага по оценке важности бизнес-процессов используют матрицу сопоставления, столбцы которой соответствуют сформулированным критическим фактором успеха, а строчки выделенным бизнес-процессам (см. рис.4).
Если какой либо бизнес-процесс поддерживает определенный критический фактор успеха, то в клетке матрицы, лежащей на пересечении соответствующего столбца и строчки ставят крестик. Для расчета количественной величины степени важности процесса используют количество крестиков, находящихся в строчке матрицы сопоставления, соответствующей рассматриваемому бизнес-процессу. Количество крестиков, соответствующее определенному бизнес-процессу и следовательно степень важности данного процесса может быть от 0 до 8. Например, на рисунке 4.4. показано что бизнес-процесса П.1 поддерживает четыре критических фактора успеха – КФУ 3, КФУ 5, КФУ 7, КФУ 8. Соответственно, степень его важности составляет 4. Бизнес-процесс – П2 поддерживает 7 критических факторов успеха; его степень важности составляет 7, и он важнее предыдущего процесса на три пункта.
|
|
В некоторых случаях на практике применяется более тонкий метод для оценки степени важности бизнес-процессов. В данном методе каждому критическому фактору успеха присваивается весовой коэффициент от 0 до 1, характеризующий его важность. При этом каждое соответствие бизнес-процесса и критического фактора успеха в зависимости от своей силы оценивается тоже по шкале от 0 до 1. В результате степень важности каждого бизнес-процесса рассчитается как сумма сил соответствий бизнес-процесса всем критическими факторам успеха с учетом их веса.
Критические факторы успеха | Важность (количество КФУ) | |||||||||
КФУ1 | КФУ2 | КФУ3 | КФУ4 | КФУ5 | КФУ6 | КФУ7 | КФУ8 | |||
Бизнес-процессы | П1 | Х | Х | Х | Х | |||||
П2 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
П3 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Рисунок 4. Матрица сопоставления бизнес-процессов и
критических факторов успеха
Определение критических факторов успеха компании с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции в ней является важнейшей аналитической задачей. Руководство компании должно знать отрасль достаточно хорошо, чтобы понять, что является более, а что менее значимым для победы в конкурентной борьбе. Критические факторы успеха в разных отраслях различны. Кроме того, они со временем могут меняться в одной и той жеотрасли под влиянием изменений общей ситуации в ней. Перечислим основные типы критических факторов успеха.
Факторы, зависящие от технологии:
качество проводимых научных исследований (особенно важно в высокотехнологичных отраслях);
возможность инноваций в производственном процессе;
возможность разработки новых товаров;
степень овладения существующими технологиями.
Факторы, относящиеся к производству:
низкая себестоимость продукции (достижение экономии за счет масштабов производства и т. д.);
качество продукции (снижение числа дефектов, уменьшение потребности в ремонте);
высокая степень использования производственных мощностей (важно в капиталоемких отраслях);
выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на издержках транспортировки;
доступ к квалифицированной рабочей силе;
высокая производительность труда (важно для трудоемких отраслей);
возможность изготовления большого количества моделей продукции разных размеров;
возможность выполнения заказов потребителей.
Факторы, относящиеся к реализации продукции:
широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;
широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли;
наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;
низкие расходы по реализации;
скорая доставка.
Факторы, относящиеся к маркетингу:
доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции;
аккуратное исполнение заказов покупателей (небольшое число ошибок и возвратов);
разнообразие моделей/видов продукции;
искусство продаж;
привлекательный дизайн/упаковка;
гарантии для покупателей (важны при заказах по почте, реализации новых продуктов).
Факторы, относящиеся к профессиональным навыкам:
особый талант (очень важен при оказании профессиональных услуг);
ноу-хау в области контроля за качеством;
компетентность в области дизайна (особенно важна в текстильной промышленности);
|
|
степень овладения (знание) определенной технологией;
способность (умение) создавать эффективную рекламу;
способность быстро переводить промышленные товары из стадии разработки в промышленное производство.
Факторы, связанные с организационными возможностями:
уровень информационных систем;
способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых товаров на рынок);
большой опыт и ноу-хау в области менеджмента.
Прочие факторы:
благоприятный имидж/ репутация компании у покупателей;
общие низкие затраты (не только производственные);
выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли);
приятные в общении, доброжелательные служащие;
доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых компаний, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях);
наличие патентов.