Методика определения величины резервов

Количественное выражение величины резерва – это разность между возможным (прогнозным) уровнем изучаемого показателя и его фактической величиной на текущий момент. Чтобы величина выявленных резервов была реальной, подсчет резервов должен быть точным и обосно­ванным.

Методика подсчета резервов зависит от:

- характера резер­вов (интенсивные или экстенсивные),

- способов их выявления (яв­ные или скрытые);

- способов определения их величины (формаль­ный подход или неформальный).

При формальном подходе величина резервов определяется без увязки с конкретными меро­приятиями по их освоению.

Неформальный подход (выявление резервов по сущности) основывается на конкретных организаци­онных и инновационных мероприятиях.

Для определения величины резервов используется ряд спо­собов.

1. Способ прямого счета применяется для подсчета резервов экс­тенсивного характера, когда известна величина дополнительного привлечения или величина безусловных потерь ресурсов.

Возможность увеличения выпуска продукции (Р↑ВП) определяется следующим образом: дополнительное количеств ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов по вине предприятия (ДР) делится на плановую или возможную норму их расход на единицу продукции (УРпл.(воз.)): Р↑ВП = ДР/ УРпл.(возм.)

2. Способ сравнения применяется для подсчета резервов интенсив­ного характера, направленных на сокращение ресурсов на произ­водство единицы продукции.

Резервы увеличения производства продукции за счет недопущения перерасхода ресурсов по сравнению с нормами определяются: сверхплановый расход ресурсов на единицу продукции умножается на фактический объем ее производства (ВПф) и делится на плановую норму (УРпл.): Р↑ВП =

3. Для определения величины резервов использу­ются способы детерминированного факторного анализа: цепной под­становки, абсолютных разниц, относительных разниц, интеграль­ный, логарифмирования.

К примеру, предприятие планирует увеличить объем выпуска продукции за счет создания новых рабочих мест и за счет роста производительности труда. Поскольку объем выпуска продук­ции можно представить в виде произведения численности рабо­чих и среднегодовой их выработки (ВП = ЧР · ГВ),то резерв уве­личения выпуска продукции за счет первого и второго факторов может быть определен следующими способами:

а) абсолютных разниц: Р↑ВПЧР = Р↑ЧР · ГВФ; Р↑ВПГВ = ЧРв · Р↑ГВ

б) цепных подстановок: ВПФ = ЧРФ · ГВФ; ВПусл = ЧРВ · ГВФ; ВПВ = ЧРВ · ГВВ;

Р↑ВПЧР = ВПусл - ВПФ;

Р↑ВПГВ = ВПВ - ВПусл

Р↑ВПобщ = ВПВ – ВПФ

4. Результаты корреляционного анализа. Полученный коэффициент регрессии при соответствующих факторных показателях нужно умножить на возможный прирост последних:

Р↑Y = Р↑xi · bi

где Р↑Y – резерв увеличения результативного показателя;

Р↑xi – резерв прироста факторного показателя;

bi – коэффициенты регрессии уравнения связи.

5. С пособы математического программирования – позволяют оптимизировать величину показателей с учетом условий хозяйствования и ограничений на ресурсы и тем самым выявить дополнительные и. неиспользованные резервы производства путем сравнения величины исследуемых показателей по оптимальному варианту с фактическим или плановым их уровнем.

6. Особенно высокоэффективным методом выявления резервов является функционально-стоимостный анализ (ФСА) – позволяет на ранних стадиях жизненного цикла изделия найти и предупредить излишние затраты путем усовершенствования его конструкции, технологии производства, использования более дешевого сырья и материалов и т.д.

7. Маржи­нальный анализ. Величина постоянных затрат не зависит от динамики объ­ема производства в краткосрочном периоде. Сумма пе­ременных затрат изменяется пропорционально объему производства продукции. Сле­довательно, от динамики объема деятельности предприятия зави­сит средний уровень многих удельных показателей (затрат на рубль продукции, себестоимости отдельных изделий, их трудоемкости, материалоемкости, рентабельности и т.д.). Маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства про­дукции.

Например, средняя себестоимость единицы продукции опреде­ляется отношением общей суммы затрат (3) на производство дан­ного вида продукции к количеству единиц произведенной продук­ции в отчетном периоде (ВП): С = ЗФ / ВПФ

Следовательно, для снижения себестоимости продукции необ­ходимо, с одной стороны, найти резервы сокращения затрат на ее производство по всем статьям (Р↓3), а с другой – резервы увели­чения объема производства продукции (Р↑ВП). Необходимо учесть, что для освоения резервов увеличения произ­водства продукции потребуются дополнительные затраты (ЗД) тру­да, материалов, топлива, энергии и т.д. Поскольку пропорциональ­но объему производства увеличится только переменная часть рас­ходов, а постоянная остается неизменной в краткосрочном периоде, то это уже само по себе вызовет снижение себестоимости изделия. В итоге методика подсчета резервов снижения себесто­имости продукции может быть записана следующим образом:

Резерв увеличения уровня рентабельности (Р↑R)определяете следующим образом:

где Пф– фактическая сумма прибыли;

Р↑П –резерв увеличения суммы прибыли;

RВ, RФ–соответственно возможный и фактический уровень рентабельности;

ПВ– возможная сумма прибыли;

ЗФ–фактическая полная себестоимость реализованной про­дукции;

Р↓3 –резерв снижения себестоимости проданной продукции;

ЗД – дополнительные затраты, которые необходимы для освоения резервов увеличения объема продаж.

Все выявленные таким способом резервы должны быть под­креплены конкретными мероприятиями – только в этом случае величина резервов будет реальной и обоснованной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: