Сущность, содержание и классификация экономической информации
Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений. В связи с этим комплексность и эффективность анализа во многом зависят от объема и качества информации, используемой при его проведении.
Имеется двоякая связь предмета экономического анализа с информацией. С одной стороны, анализ выступает как потребитель информации, с другой - как ее источник.
Экономический анализ базируется на разнообразной информации, которую можно рассматривать как систему потоков нормативных, плановых, статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации и др. Состав, содержание и качество информации имеют определенное значение в обеспечении действенности анализа.
Информационное обеспечение экономического анализа включает в себя 3 этапа:
1) разработка методологии сбора необходимой информации;
2) сбор информации;
3) преобразование данных в соответствии с программой исследования.
Существует несколько способов классификации информации для проведения анализа.
Виды информации:
1) по отношению к предмету исследования: - основная; - вспомогательная
2) по содержанию: - правовая; - научно-техническая; - экономическая (нормативная, учетная, отчетная)
3) по отношению к объекту исследования: - внутренняя; - внешняя
4) по каналам происхождения: - входящая - исходящая
5) по периодичности поступлений: - регулярная; - эпизодическая
6) по степени постоянства: - постоянная; - условно-постоянная; - переменная
7) по источникам документирования:
- информация первичного учета; - информация периодической отчетности
8) по отношению к процессу обработки: - первичная; - вторичная
9) по степени охвата объекта исследования: - общая; - локальная
10) по отношению к времени принятия решений: - предварительная; - оперативная; - итоговая.
Информацию нельзя считать доступной для использования до тех пор, пока она не зарегистрирована. Информация обычно регистрируется в носителях документальной формы, а применяемая в оперативном анализе может быть выражена и в устной форме.
Выделяют следующие группы источников экономической информации (рис.1).