Груз – это предмет с момента принятия к транспортировке у отправителя до момента сдачи его получателю.
Груз состоит из товара и тары. Чистый вес груза – нетто; вес груза с тарой – брутто. Грузы не имеющие тары наз-ся безтарными.
В зависимости от объемной массы, т.е. от максимально возможного использования грузоподъемности пс, определяемого коэф. Использования грузоподъемности, все грузы подразделяют на 4 класса, в соответствии со справочником единых тарифов на перевозку груза.
Кроме указанной классификации грузы классифицируют по след. признакам:
· по физич. состоянию: жид, тверд. и газооб.;
· по применению тары: тарные и безтарные;
· по способу погрузки/выгрузки: штучные, навалочные, сыпучие и наливные;
· по размеру отправки: мелкопартийные(до 5т), партионные (5-30т), массовые (более 30т);
· в зависимости от условий перевозки и хранения: обычные и специфические;
Обычные грузы - это грузы, кот-е не требуют особых условий для перевозки, погрузки, выгрузки и могут перевозиться на бортовых а/м.
|
|
Специфические грузы - требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузочно/разгрузочных работ и хранении.
Пр-ры: Специфические грузы делятся на:
· негабаритные – это группы, имеющие размер одного места свыше 2.5 м по ширине или свыше 3,8 по высоте в погруженном на а/м состоянии.
· длинномерные – это такие грузы, свес кот-х над задним бортом превышает 2м.
· грузы большой массы – те,масса кот-х превышает 250 кг(или 4000 для катных грузов). До 250 кг – штучные грузы; от 250 кг до 30 т – повышенной массы; более 30т – тяжеловесные.
· Опасные – это вещ-ва, мат-лы, изделия (отходы производства), кот-е в силу своих свойств могут при перевозке или хранении создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окр. среде, привести к уничтожению мат. ценностей.
· Скоропортящиеся – грузы при перевозке, кот-х необходимо применять специализ. ПС
· Антисанитарные - отн-ся с неприятным запахом и пыляшие грузы.
· Требующие соблюдения опред. сан. условий.
Качество груза – совокупность св-в, определяющих степень пригодности продукции к использованию по назначению
Осн. показатели качества определены стандартами и технич. условиями производителями. Для проверки качества груза могут использоваться органолептическим, лабораторным или натурным (обмер или взвешивание) методом.
Неизбежные потери грузов – это естест убыль, кот-я нормируется при перевозках, устанавливается производителем или потребителем продукции, и за которую перевозчик не несет ответственность; зависит отсезона, способа перевозки, дальности и т.д.
2. Виды транспортной тары и ее назначение. Ср-ва пакетирования.
|
|
Тр-тная тара предназначенная для защиты груза от воздействия внеш. факторов и для обеспечения удобства ПРР, трансп-я, складир. и крепления к АТС.
Тару можно классифицировать:
· по сфере обращения: разовая, многооборотная;
· по способности сохранять свою форму: жесткая, полужесткая, мягкая;
К осн. видам жесткой тары относятся:
1. ящики (дерев., двп, фанера, гофрокартон);
2. обрешетки из реек;
3. барабаны (картон, фанера, сталь, дерево).
4. наливные бочки (дерево, сталь, алюминий, полимеры);
5. фляги (молочные – алюминий);
6. стекл. тара;
7. контейнеры;
8. ср-ва пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки);
Средства пакетирования: Пакетом - называют укрупнен. груз. ед. товара, уложенная в 1 блок, размеры и масса кот-го соответствуют требованиям к рац. использованию перегрузочного оборудования ПС,
Средства пакетирования – технич. ср-ва, предназначенные для снижения затрат времени и сокращения ручного труда; при этом груз может быть непосредственно упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару. По конструктивным признакам ср-ва пакетирования делятся на след. виды:
· различного типа поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные.
· кассеты используют для пакетирования хрупких материалов. Они представляют собой пространственную раму, которая со всех сторон защищает груз;
· стропы изготавливают из синтетических лент и используют для пакетирования мешковых и киповых грузов.
3. Списочный парк ПС, списочный авто-день.
АСП наз-ся общее кол-во автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов, нах-ся в распоряжении АТП и числящихся на его балансе.
Списочный парк ПС состоит из технически исправных (АТ) единиц ПС, годных для выполнения перевозок и некоторого кол-ва единиц ПС, нах-ся в ремонте на технич. обслуживании и в ожидании ремонта (АР). АСП = АТ + АР.
Практики работы АТП не всегда удается использовать на линии весь парк технически исправных АТС. В ряде случаев некоторая часть пс, будучи исправной, простаивает на предприятии без работы и не выполняет перевозки по причинам организац. и технического хар-ра. (из-за отсутствия груза, недостатка водителей, шин, аккумуляторных батарей, отсутствия эксплуатац. мат-лов (ГСМ), плохих дорож. климатич. условий), что яв-ся показателем деятельности АТП. Поэтому парк технически исправ. автомобилей (АТ) может состоять из ПС находящегося в в эксплуатации (АЭ) и пс, простаивающего без работы по организационно-техническим причинам (АО.П.)
АТ = АЭ + АО.П. →АСП = АЭ + АО.П. + АР.
Для учета использования парка ПС за опред период времени используют показатель авто-день (АД):
· АДСП – авто-дни списочные; АДСП = АДТ + АДР. →АДСП = АДЭ + АДО.П. + АДР.
· АДТ – авто-дни технич. исправного ПС; АДТ = АДЭ + АДО.П.
· АДЭ – авто-дни парка, нах-ся в эксплуатации;
· АДО.П. – авто-дни простоя ПС;
· АДР – авто-дни простоя ПС в ремонте или в ожидании ремонта.
Если рассматривать исп-е конкрет. автомобиля за опред. период времени (ДК). то:
ДК = ДТ + ДР
ДТ = ДЭ + ДО.П. →ДК = ДЭ + ДО.П. + ДР.
Как правило, АТП при планировании работы ПС не предусматривает простои его без работы по орг-онно – технич. причинам, однако, не учитывать нельзя, т.к. они уменьшают кол-во АД в эксплуатации на линии.
4. Коэффициент технической готовности ПС
Коэффициент технической готовности характеризует степень готовности пс к перевозкам и за опред. период времени опр-ся как отношение кол-ва авто-дней, в течение кот-х пс технически исправен к кол-ву списочных авто-дней.
Готовность парка опр-ся этим коэф.:
1. Для парка пс за 1 раб. день: αТ = АТ/АСП
2. Для парка ПС за опр. период времени: αТ = АДТ/АДСП
3. Для 1-го автомобиля за опр. период времени: αТ = ДТ/ДК
АТП стремящиеся к высокому уровню коэф. технич. готовности добиваются этого:
|
|
· своевременным и качественным техн. обслуживанием и ремонтом пс;
· применением передовых методов ремонта;
· бережное отношение водителей к ПС;
· совершенствование конструкций ПС;
· рост их эксплуатац. надежности;
· повышение мастерства водителей