Стефан Цвейг (1881-1942)

Цвейг - крупнейший австрийский писатель, самобытный и яркий. Ранние стихи Цвейг создавал под влиянием декадентской поэзии, стремясь изобразить сложный мир психологических переживаний и напряженные поиски тонко чувствующей души. Большое влияние на Цвейга оказала русская литература, особенно творчество Толстого и Достоевского.

Цвейг много путешествовал, был в Индии, Китае, в Африке и Канаде, США, Италии, Испании, Шотландии и Бельгии. Он стремился проникнуть в “тайное тайных” человеческой психологии, хотел понять самые сложные порывы души и разобраться в смелых и ярких проявлениях мысли. Огромное влияние оказал на него талантливый бельгийский поэт, певец индустриальных городов, мятежей и восстаний - Эмиль Верхарн. Цвейг долгие годы переводил энергичные стихи поэта, в 1910 году опубликовал его биографию, а в 1917 - книгу воспоминаний о Верхарне. Кроме Верхарна он переводил Рембо, Вердена и Бодлера, посвятил литературно-критические эссе им, а также другим деятелям культуры (“Строители мира”). Цвейг относил писателей к различным духовным типам человечества: Бальзак, Диккенс, Достоевский - представители эпического начала, Казанова, Стендаль, Толстой - художники самовыражения, Клейст, Ницше, Гельдерлин - мятежники, демонические личности.

Он писал пьесы (“Дом на взморье”, ажурная, полная грации и остроумия пьеса “Превращенный комедиант”, трагедия о гибели Иерусалима “Иеремия”).

Но наиболее полно талант Цвейга проявился в его объединенных под общим названием “Цепь” новеллах, которые делились на три цикла: “Жгучая тайна” - о сложной психологии детской души; “Амок” - широкая панорама человеческих страстей, “Смятение чувств” - о борьбе свободных человеческих стремлений с условностями буржуазной морали. В своих новеллах он продолжает традицию реализма 19 века. В новеллах Цвейга проникновение в душу человека, анализ его глубинных чувств и пластов психологии. В драматических проблемах жизни, о которых повествует автор в своих новеллах, он далек от упрощенного социологического подхода, он видит в драматических коллизиях проявление тайн пола и вечных чувств.

Во втором сборнике новелл “Амок” Цвейг изображает любовь как титаническую страсть, выраженную с сложных психологических конфликтах. Создавая эти рассказы Цвейг стремился раскрыть область подсознательного. Сама новелла “Амок” открывает мир неудержимых страстей и острых столкновений. Описанию сильных страстей посвящены и другие новеллы этого сборника: “Фантастическая ночь”, “Женщина и ландшафт”, “Улица в лунном свете”.

Адюльтеры, измены, хитросплетения судеб и магия тайных свиданий, величие и низменность - все это несвободно порой от чрезмерной экзальтации, подводящей прозу Цвейга к небезопасной грани развлекательной литературы. Одним из первых в литературе ХХ века Цвейг, отдавший дань фрейдизму, открыл ходы, которыми будет интенсивно пользоваться бульварная и массовая романистика, но избежал при этом самоцельной занимательности сюжета.

В новеллах Цвейга сталкиваются характеры, темпераменты, разные типы людей. В них бурлит вулкан чувств - от романтической любви до роковой вины и самопожертвования. Здесь честь дороже жизни, а неожиданная страсть, подобно удару молнии, пронзает немолодых порядочных женщин, вырывая их из скучного супружества.

В третьем цикле новелл Цвейг пытается выразить свою мысль о том, что буржуазная цивилизация с ее волчьей моралью калечит чувства, извращает их, толкает людей на преступления. Цвейг рисует полные драматизма социально-психологические конфликты: “Двадцать четыре часа из жизни женщины” (чувство сострадания к игроку дает возможность овдовевшей женщине за сутки познать всю глубину жизни, горести и радости любви); “Закат одного сердца” (мир эгоизма и своекорыстия открывается в этой новелле - старик, всю жизнь обеспечивающий свою семью, узнает, что его дочь под влиянием мимолетной страсти стала наложницей.

Цвейга интересовал внутренний мир человека, он стремился проникнуть в тончайшие области чувств, настроений. Мыслей людей. Новеллы Цвейга раскрывают жизнь человека, полную драматических переживаний, сильных эмоциональных порывов и интеллектуально-психологических исканий. Писатель показывает, как погоня за богатством, стремления к личному благополучию разобщает людей, обедняет человека и часто превращает его в изолированного чудака и маньяка. Основной конфликт всех его новелл - это столкновение страстной личности, ищущей подлинной поэзии и мещански-ограниченного современного ему общества. Цвейг страстно стремился к духовному раскрепощению человеческих чувств и порывов от цепей эгоизма, расчета и торгашества. Герои Цвейга всегда одиноки, они живут в своем замкнутом мире и далеки от бурной социальной жизни. Писателя всегда интересовали внутренние переживания человека, поэтому он мало уделял внимания описанию внешней жизни.

Духовный мир героев Цвейга очень сложен. Их психология полна контрастов и противоречий - доктор из новеллы “Амок”, миссис К. - героиня новеллы “Двадцать четыре часа из жизни женщины”, героиня “Письма незнакомки”.

Противоречивые чувства, свойственные персонажам новелл Цвейга, часто объединяются в единый поток, в единую страсть, которая становится основой их бытия, определяет их поступки, чувства и мысли. Она является движущей силой всех их действий. Причем доминирующая страсть также многообразна, как многообразна сама жизнь (любовь, творческие устремления людей).

В 1934 году Цвейг, имевший международное признание, эмигрировал в Англию, а потом в Бразилию, где вместе с женой в феврале 1942 года покончил жизнь самоубийством. В прощальном письме он пишет о гибели мира, говорящего на его родном языке, о том, что его духовная родина - Европа - сама подвергла себя уничтожению. Признается, что силы исчерпаны в годах бездомных скитаний и он не видит возможности в 60-летнем возрасте начать жизнь заново.

Американская литература первой половины ХХ века.

К началу ХХ века США становятся самой богатой страной капиталистического мира. Особенности исторического развития Америки, наличие «свободных земель» на Западе, военные поставки в ходе первой мировой войны были причинами, вследствие которых США стали центром капиталистического мира.

В начале ХХ века в Америке господствует литература декаданса, реалистическая литература находится на стадии оформления.

Драйзер считал, что в обществе сильна романтика наживы, преобладает уверенность, что существующая система самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткой не только кинематографию, но и литературу; в американской литературе никто никогда не работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг. В ряде крупных журналов («Успех», «Американский журнал», «Субботняя почта») прославляется американский образ жизни, частное предпринимательство, «Америка - страна равных возможностей для всех», наилучший в мире американский государственных строй.

Большое распространение в литературе 10-х гг. ХХ в. получил политический приключенческий роман, героем которого является предприимчивый бизнесмен, дипломат, разведчик, в ряде случае этот роман трансформировался в детективно-шпионскую повесть, для которой была характерна антисоветская направленность.

Декадентское искусство поддерживали представители «бостонской школы», которую возглавляли редакции многих крупных газет и журналов, они пропагандировали «чистое искусство».

Тем не менее, реалистическая литература существовала: Марк Твен, Э. Синклер, Дж. Лондон и др.

США объявили о вступлении в первую мировую войну в апреле 1917 года, а участие в военных действиях приняли за несколько месяцев до подписания перемирия. Америка не воевала на своей территории, но ее литература не прошла мимо «потерянного поколения». Проблемы, связанные с войной, пафос войны, ее герои вошли не только в книги тех писателей, которые воевали на фронтах Европы, как Э. Хемингуэй, но и затронули широкий круг писателей и произведений, переплелись с другими проблемами, специфическими для Америки, с темой больших денег в Америке 20-х годов и крахом Американской мечты. Война вызвала горечь и гнев, помогла прозреть и увидеть истинную цену вещей, ложь и придуманность официальных лозунгов.

Экономический кризис 20-30-х гг. стянул все противоречия в единый узел, обострив социальные конфликты, на Юге и Западе массами разорялись фермы, на Севере и Северо-востоке на шахтах и заводах развернулись ожесточенные социальные столкновения.

Т. Драйзер пишет о бедствиях горняков Гарлана, Стейнбек всему миру поведал о трагедии фермеров Калифорнии и Дальнего Запада.

Свое наиболее правдивое и глубокое отражение бурные 30-е гг. находят в творчестве Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Дж. Стейнбека, А. Миллера, С, Фицджеральда.

Характерной чертой американских реалистов было то, что, заимствуя некоторые формальные особенности модернистского романа, они сохраняют эстетические принципы критического реализма: умение создавать типы огромного социального значения, показывать глубоко типические для американской действительности обстоятельства провинциальной и столичной жизни; умение изображать жизнь как противоречивый процесс, как постоянную борьбу и действие, в отличие от декадентского романа, который заменяет изображение социальных противоречий уходом во внутренний мир героя, в область подсознательного.

Мастера американской прозы сознательно отказывались от сложной техники богато разработанного острого и занимательного сюжета романа 19 века, по их мнению, простой сюжет, лишенный элементов занимательности, лучше способен подчеркнуть трагизм положения главного героя. Они считали, что в ХХ веке эстетика чтения должна стать более напряженной, чем в прошлом столетии, поэтому они не стремятся, как их предшественники, сообщить в экспозиции все основное о своих героях; от читателя требуется дополнительное усилие, чтобы усвоить и осмыслить компоненты сложной композиции романа.

Первая половина ХХ века оказалась плодотворной для развития всех направлений в американской литературе, открыла имена Т. Вулфа, У. Фолкнера, Ю. О'Нила, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда, Д. Стейнбека. Их произведения упрочили европейскую известность и всемирный авторитет литературы США.

Большой резонанс получила деятельность Джона Рида, издание в 1919 году его книги «Десять дней, которые потрясли мир». Эта книга принесла в Америку живое дыхание революции в России. Престиж рабоче-крестьянского государства необычайно возрос после 1929 года, когда в результате краха на Нью-йоркской бирже в Америке наступила «великая депрессия» и на улицы вышли демонстрации безработных, по которым армия открывала огонь. В этот период в США было написано более 100 тысяч заявлений с просьбой переселиться в Россию.

Тридцатые годы вошли в историю Америки как «красные тридцатые». По остроте социального, политического и экономического кризиса они не имеют аналогии во всей двухсотлетней истории США. И хотя «великая депрессия» была официально преодолена в 1933 году, ее присутствие в литературе выходит за означенные пределы. Опыт тех тяжелых лет навсегда остался в американцах как иммунитет против самодовольства, беспечности и душевного безразличия.

Он лег в основу дальнейшего развития национальной формулы успеха, способствовал укреплению моральной основы американского бизнеса. Этот опыт придал «второе дыхание» школе критических реалистов, ведущих традицию от «разгребателей грязи». На новом материале литературы принялись тщательно расследовать Американскую трагедию, имеющую глубокие корни в национальном сознании.

Тема Американской мечты и Американской трагедии логически влечет за собой появление проблемы патологического восхваления патриотами всего американского и чувства страха и подавленности обитателей маленьких городков, вынужденных нести на себе бремя «здорового американизма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: