Нормативные правовые акты ФОИВ

Правовая основа:

1. Указа Президента №763

2. Правила подготовки НПА ФОИВ и их государственной регистрации от 13 августа 1997 года №1009

3. Разъяснение Минюста о применении указанных выше правил от 4 мая 2007 года №288

Субъекты: министерства, НО многие службы и агентства также наделены правом издания нормативных актов (н-р, ФАС РФ, ФТС РФ – т.е. когда они подчиняются напрямую Президенту или Правительству, а не министерству). Аналогичный порядок принятия актом ФОИВ установлен для Банка России, гос. корпорации «Росатом», государственных внебюджетных фондов.

Также возможно принятие совместных актов.

Структурные подразделения, территориальные органы не вправе издавать нормативные акты.

Формы: приказ, инструкция, положение, порядок, распоряжение, постановление. Запрещено издание нормативных актов в форме писем и телеграмм. Подписывается руководителем, либо его заместителем, если он наделен соответствующим полномочием.

Государственная регистрация. Обязательная регистрация:

1. затрагивает права, свободы граждан

2. затрагивает правовое положение организаций

3. носят межведомственный характер

Ведется гос. реестр нормативных правовых актов ФОИВ.

Этапы гос. регистрации:

1. юридическая экспертиза соответствия акта на предмет соответствия законодательству РФ.

2. принятие решения о необходимости гос. регистрации

3. присвоение регистрационного номера

4. занесение в гос. реестр нормативно-правовых актов

Раньше экспертиза носила буквальный характер (соответствует или не соответствует).

Сейчас предмет оценки существенно расширен, в том числе проводится антикоррупционная экспертиза, в частности проверяется, нет ли в нормативно-правовом акте коррупциогенного фактора (н-р, наличие дискреционных полномочий в отношение с частными лицами «хочу дам, хочу не дам»). Такая антикоррупционная экспертиза является обязательной.

Также проводится оценка регулирующего воздействия – оценивается необходимость принятия акта; эффект его принятия. Для этого есть специальный департамент оценки регулирующего воздействия (действует в рамках Министерства экономики). Как правило, применяется в отношении актов, действующих в сфере экономики.

Примечание. Антикоррупционная экспертиза и оценка регулирующего воздействия распространились сейчас также и на постановления Правительства, и на законы.

В рамках антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия принято опубликовывать проект нормативного правового акта.

По результатам всех процедур принимается решение:

1. о регистрации нормативного акта

2 об отказе: если не соответствует законодательству, содержит коррупционный фактор, нарушена процедура принятия.

3. акт не нуждается в регистрации

Официальное опубликование.

Официальному опубликованию подлежат нормативные акты ФОИВ, требующие гос. регистрации и прошедшие такую регистрацию.

Источники: Российская газета, Бюллетень нормативных актов ФОИВ, Информационная база данных

Последствия нарушения требований об обязательной гос. регистрации и опубликовании

Признаются ничтожными, т.е. не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, не могут быть источниками регулирования отношений, применения санкций, на них нельзя ссылаться при разрешении споров.

Вступление в силу

Если подлежат гос. регистрации, опубликованию, то после такой регистрации, опубликования. Если не подлежат, то с момента подписания или иного момента, определенного в нормативном акте

Характеристики:

1. издаются на основании, во исполнении К, ФКЗ, ФЗ, Указов Президента, Постановлений Правительства. При этом должно быть прямое указание на возможность принятия нормативного акта в конкретной ситуации (конкретно по этому вопросу). Последнее время в Положениях о министерствах устанавливается закрытый перечень нормативных актов, которые они вправе, обязаны издать, иначе выход из пределов компетенции.

2. носит отраслевой характер, устанавливаются в конкретной для ФОИВ сфере деятельности. Если носят межведомственный характер, то издается от двух органов

3. действуют и обязательны к применению на территорий всей РФ

4. нарушение правил подготовки и принятия может служить достаточным основанием признания акта недействительным

5. могут быть отменены Президентом и Правительством

6. могут быть оспорены в ВС, ВАС; в КС не могут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: