Правовая основа:
1. Указа Президента №763
2. Правила подготовки НПА ФОИВ и их государственной регистрации от 13 августа 1997 года №1009
3. Разъяснение Минюста о применении указанных выше правил от 4 мая 2007 года №288
Субъекты: министерства, НО многие службы и агентства также наделены правом издания нормативных актов (н-р, ФАС РФ, ФТС РФ – т.е. когда они подчиняются напрямую Президенту или Правительству, а не министерству). Аналогичный порядок принятия актом ФОИВ установлен для Банка России, гос. корпорации «Росатом», государственных внебюджетных фондов.
Также возможно принятие совместных актов.
Структурные подразделения, территориальные органы не вправе издавать нормативные акты.
Формы: приказ, инструкция, положение, порядок, распоряжение, постановление. Запрещено издание нормативных актов в форме писем и телеграмм. Подписывается руководителем, либо его заместителем, если он наделен соответствующим полномочием.
Государственная регистрация. Обязательная регистрация:
1. затрагивает права, свободы граждан
|
|
2. затрагивает правовое положение организаций
3. носят межведомственный характер
Ведется гос. реестр нормативных правовых актов ФОИВ.
Этапы гос. регистрации:
1. юридическая экспертиза соответствия акта на предмет соответствия законодательству РФ.
2. принятие решения о необходимости гос. регистрации
3. присвоение регистрационного номера
4. занесение в гос. реестр нормативно-правовых актов
Раньше экспертиза носила буквальный характер (соответствует или не соответствует).
Сейчас предмет оценки существенно расширен, в том числе проводится антикоррупционная экспертиза, в частности проверяется, нет ли в нормативно-правовом акте коррупциогенного фактора (н-р, наличие дискреционных полномочий в отношение с частными лицами «хочу дам, хочу не дам»). Такая антикоррупционная экспертиза является обязательной.
Также проводится оценка регулирующего воздействия – оценивается необходимость принятия акта; эффект его принятия. Для этого есть специальный департамент оценки регулирующего воздействия (действует в рамках Министерства экономики). Как правило, применяется в отношении актов, действующих в сфере экономики.
Примечание. Антикоррупционная экспертиза и оценка регулирующего воздействия распространились сейчас также и на постановления Правительства, и на законы.
В рамках антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия принято опубликовывать проект нормативного правового акта.
По результатам всех процедур принимается решение:
1. о регистрации нормативного акта
2 об отказе: если не соответствует законодательству, содержит коррупционный фактор, нарушена процедура принятия.
|
|
3. акт не нуждается в регистрации
Официальное опубликование.
Официальному опубликованию подлежат нормативные акты ФОИВ, требующие гос. регистрации и прошедшие такую регистрацию.
Источники: Российская газета, Бюллетень нормативных актов ФОИВ, Информационная база данных
Последствия нарушения требований об обязательной гос. регистрации и опубликовании
Признаются ничтожными, т.е. не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, не могут быть источниками регулирования отношений, применения санкций, на них нельзя ссылаться при разрешении споров.
Вступление в силу
Если подлежат гос. регистрации, опубликованию, то после такой регистрации, опубликования. Если не подлежат, то с момента подписания или иного момента, определенного в нормативном акте
Характеристики:
1. издаются на основании, во исполнении К, ФКЗ, ФЗ, Указов Президента, Постановлений Правительства. При этом должно быть прямое указание на возможность принятия нормативного акта в конкретной ситуации (конкретно по этому вопросу). Последнее время в Положениях о министерствах устанавливается закрытый перечень нормативных актов, которые они вправе, обязаны издать, иначе выход из пределов компетенции.
2. носит отраслевой характер, устанавливаются в конкретной для ФОИВ сфере деятельности. Если носят межведомственный характер, то издается от двух органов
3. действуют и обязательны к применению на территорий всей РФ
4. нарушение правил подготовки и принятия может служить достаточным основанием признания акта недействительным
5. могут быть отменены Президентом и Правительством
6. могут быть оспорены в ВС, ВАС; в КС не могут.