Понятие, признаки и сущности административно-правового принуждения

Административно-правовое принуждение – это разновидность гос.принуждения, которая охватывает применения соответствующих мер, предусмотренных административным законодательством.

Видовые признаки административно - правового принуждения:

1. регулируется административным законодательством – принуждение требует исполнение не только норм АП, но и другого законодательства, где не сформировались свои институты принуждения или сформировались недостаточно

2. осуществляется следующими субъектами:

1) органами исполнительной власти и их должностными лицами

2) должностными лицами иных гос.органов и учреждений, которым переданы государственно-властные полномочия

3) должностными лицами ОМС, которые наделены соответствующими полномочиями законом

4) судьями в рамках производства по делам об административном правонарушении и в некоторых других случаях.

5) Общественные организации и институты гражданского общества, которым могут делегироваться отдельные полномочия.

Полномочия по применению мер принуждения должны быть прямо закреплены в статусном акте соответствующего органа и является частью его компетенции. Кроме того такие полномочия закрепляются в разрезе отдельного должностного лица.

3. Административно правовое принуждение реализуются при помощи конкретно установленных средств, так называемых мер административно-правового принуждения. Такие меры должны соответствовать ряду требований:

1) адекватность – меры принуждения должны быть соразмерны по характеру неблагоприятных последствий тем ценностям, которые они охраняют или обеспечивают

2) меры принуждения должны быть социально признаваемыми – большинство населения должно считать их разумными и естественными средствами государственного принуждения

3) полномочия на применение мер принуждения должно давать четкие, ясные представления о тех операциях и действиях, которые вправе совершить должностное лицо

4) меры принуждения должны носить в законе закрытый перечень – должен быть закрытый перечень полномочий применительно и к отдельному должностному лицу

5) осуществлению каждой меры принуждения должна корреспондировать процедура последующей проверки ее законности

4. административное принуждение применяется к различным субъектам: физическим лицам, юридическим лицам, организациям без статуса юр.лица, ДЛ.

Есть меры универсальны, которые применяются ко всем субъектам (н-р, штрафы), есть меры, которые можно применять только к гражданам (н-р, задержание), только к юр.лицам или ИП (н-р, временный запрет деятельности).

5. административно-правовое принуждение имеет специфические основания для применения:

1) совершение административного правонарушения либо реальная угроза его совершения

2) совершение объективно противоправного деяния (отсутствуют признаки субъекта или субъективной стороны, но есть объективные признаки)

3) совершение иных противоправных действий, не признаваемых административными правонарушениями:

- Экстремальные ситуации, чрезвычайные ситуации, требующие принятия особых мер принудительного характера.

- Реализация должностными лицами предупредительных мер по своему усмотрению

6. административное принуждение осуществляется в рамках особых процедурно-процессуальных форм – т.е. законом должно регламентироваться не только существо меры, но и детально раскрываться порядок ее применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: