Вопрос 1. Понятие, основные принципы и виды правотворческой деятельности

Тема 10. Правотворчество

Правотворчество представляет собой составную часть более широкого процесса - правообразования.

Правообразование - это относительно длительный процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа ситуации в обществе, осознания необходимости её урегулирования и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.

Необходимо определить круг факторов, способствующих и, наоборот, препятствующих подготовки и принятию того или иного нормативно-правового акта. Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует выделить в первую очередь материальные, политические, социальные, идеологические и др. факторы.

Правотворчество - это властная правовая деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Главное назначение правотворчества - это установление новый правовых норм, а так же отмена либо совершенствование старых путём внесения в них изменений и дополнений.

Субъектами этой деятельности выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы МСУ, профсоюзы и др.), наделённые соответствующими полномочиями, а так же народ при принятии закона на референдуме.

Признаки правотворчества:

1. Осуществляется государством непосредственно либо с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;

2. Заключается в создании новых норм права либо в изменении или отмене действующих норм;

3. Получает завершение в письменном акте -документе, который называется нормативно-правовым актом;

4. Происходит в соответствии с правовым регламентом, т.е. процедурой, которая устанавливается правовыми нормами;

5. Имеет конкретно-целевую и организационную направленность.

Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм.

К ним относятся:

1. Принцип гуманизма - формирование нормативно-правовых актов на основе общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека и т.д.;

2. Принцип демократизма - выражение в нём воли народа, непосредственное или через представителей, участие народа в разработке и принятии нормативно-правовых актов;

3. Научный характер - это эффективное использование достижений юридических и других наук при составлении проектов нормативных актов;

4. Принцип гласности - означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности, информирование о них населения;

5. Профессионализм - провотворческим процессом занимаются компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.;

6. Оперативность - своевременное издание нормативных актов;

7. Тщательность подготовки проектов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: