Тема 10. Правотворчество
Правотворчество представляет собой составную часть более широкого процесса - правообразования.
Правообразование - это относительно длительный процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа ситуации в обществе, осознания необходимости её урегулирования и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.
Необходимо определить круг факторов, способствующих и, наоборот, препятствующих подготовки и принятию того или иного нормативно-правового акта. Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует выделить в первую очередь материальные, политические, социальные, идеологические и др. факторы.
Правотворчество - это властная правовая деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Главное назначение правотворчества - это установление новый правовых норм, а так же отмена либо совершенствование старых путём внесения в них изменений и дополнений.
|
|
Субъектами этой деятельности выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы МСУ, профсоюзы и др.), наделённые соответствующими полномочиями, а так же народ при принятии закона на референдуме.
Признаки правотворчества:
1. Осуществляется государством непосредственно либо с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;
2. Заключается в создании новых норм права либо в изменении или отмене действующих норм;
3. Получает завершение в письменном акте -документе, который называется нормативно-правовым актом;
4. Происходит в соответствии с правовым регламентом, т.е. процедурой, которая устанавливается правовыми нормами;
5. Имеет конкретно-целевую и организационную направленность.
Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм.
К ним относятся:
1. Принцип гуманизма - формирование нормативно-правовых актов на основе общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека и т.д.;
2. Принцип демократизма - выражение в нём воли народа, непосредственное или через представителей, участие народа в разработке и принятии нормативно-правовых актов;
3. Научный характер - это эффективное использование достижений юридических и других наук при составлении проектов нормативных актов;
4. Принцип гласности - означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности, информирование о них населения;
5. Профессионализм - провотворческим процессом занимаются компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.;
6. Оперативность - своевременное издание нормативных актов;
7. Тщательность подготовки проектов;