Организационными условиями проведения занятия ритмикой являются чистое, проветренное помещение, лёгкая удобная одежда, специальная обувь (чешки). Желательные моменты интерьера - ковровое покрытие, зеркала.
В построении занятий педагогу следует придерживаться соблюдения цельности курса посредством единства цели (развитие общей музыкальности учащихся, воспитания у них чувства ритма через выразительные движения), логики (понимания детьми превалирующего значение музыкального образа), а также принципа сознательного, целостного, активного и эмоционального восприятия музыки.
В групповых занятиях ритмикой одинаково важны два общепедагогического метода:
- способствующий первичному освоению учебного материала (объяснение, показ педагога, самостоятельный поиск средств выразительности);
- способствующий закреплению и совершенствованию приобретенных знаний и навыков (наблюдение, упражнение, выполнение практических заданий).
Так же следует использовать методы художественной педагогики:
|
|
- побуждение к сопереживанию (Н. А. Ветлугина);
- приобщение к полноценному художественному творчеству и со творческого восприятия искусства (Б. М. Неменский).
Структуру курса занятий ритмикой составляют следующие компоненты:
- овладение теоретическими знаниями музыкального искусства;
- овладение практическими навыками и умением выразить характер музыки посредством движения.
С учетом специфики младшего возраста в занятиях ритмикой целесообразны:
- опора на образное восприятие музыки ввиду сенсорного-перцептивной потребности детей;
- частная смена заданий ввиду неустойчивости произвольного внимания детей;
- сочетание физической нагрузки и моментов релаксации ввиду физиологических способностей растущего организма.
В каждом занятии ритмикой должны быть представлены различные виды музыкально-ритмического движения. Как правило, начинать занятие целесообразно с упражнений на развитие музыкально-ритмических навыков (различных видов ходьбы, бега, подскоков). Основной критерий правильного исполнения подобных заданий - соответствие движения характеру музыки в целом и темпу, динамике, агогике, форме, в частности. Общее число подобных упражнений - 3-4.
Второй блок занятий ритмикой - упражнения на метроритм (2-3): освоение метрической пульсации, не сложных ритмических рисунков, дирижерских схем простых размеров.
Третий блок - танец, его элементы или сюжетно-образные движения, игровое творчество.
Планировать упражнения, танцы и игры следует по определённой системе, ограничено сочетая новый материал с повторением пройденного. Предварительно в каждом задании педагог должен продумать время, необходимое для выполнения, определить задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), а так-же, заранее предусмотрев трудности, определить позитивные методические приемы обучения детей музыкально-ритмическому движению.
|
|
Наряду с общепринятой схемой типового занятия ритмикой педагог может творчески относиться к моделированию занятия, например, объединяя его общей тематикой - "Музыкальное путешествие по Испании", "Музыка С. С. Прокофьева", "Мир музыки П. И. Чайковского" и т.п.