Пластическое интонирование: общая характеристика

Термин "пластическое интонирование" введен Т. Вендровой в 1981 г. Автор считает, что привлечение движений помогает активизировать у школьников слушание музыки, выявляя её интонационно-образное содержание через жест, характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу своеобразного пластического интонирования происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный в конечном счете на развитие музыкального восприятия. Пластическое интонирование позволяет передать музыкальную ткань в целостности.

Согласно Б. В. Асафьеву, интонирование - это осознанное проживание музыкального смысла, следовательно, пластическое интонирование может быть рассмотрено как осознанное проживание музыкального смысла (образа) и его пластическая интерпретация. Пластическое интонирование определяют также как анализ-интерпретацию музыки и движения.

"Каждый понимает музыку по-своему" - это распространенная мысль не вполне верна. Отличия от восприятия безусловно есть - это оценки, оттенки восприятия, индивидуальные ассоциации и т. п. Но обязательно существует и общее, то есть "эмоциональные константы". Такой константой является интонация - свернутое чувство и мысль художника. Сходство человеческих чувств позволяет улавливать интонацию одинаково, целостно, на уровне интуиции. Интонация - это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жест, прикосновение, сказанное слово.

Поскольку все виды искусства говорят с нами теми же языками, что и люди: жеста, пластики, линии, цвета, звуков, ритма, то восприятие художественного произведения аналогично общению с другим человеком. Интонация - единица чувства и мысли человека, поэтому она всегда сопровождается непроизвольными жестами.

Изучением невербальных компонентов коммуникации занимались бихевиоризмы, которые подтвердили гипотезу Дарвина о врождённых жестах, установив, что представителями различных культур используют одинаковые выражения лица и схожие жесты при проявлении одинаковых эмоций.

Бэдсвилл утверждал, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает говорящий. И наоборот, наблюдая за жестами, можно "внутренним слухом" услышать интонацию речи.

Это явление в психологии называется конгруэнтностью. Учёт всего контекста пластики, комплекса жестов, взглядов, мимика - есть целостное, интонационное прочувствование, "схватывание смысла", истинной информации. Этот принцип интонационного проживание, сближение актера с образом, память на ощущения, эмоции, мимику, жест лежит в основе системы К. С. Станиславского.

Таким образом, интонацию можно понять и лучше чувствовать при помощи соответствующих ей движений, то есть телом. Другого пути для познания "спрятанного смысла" нет. (Л. П. Маслова).

Итак, музыкальная интонация напрямую связана с пластикой, мимикой, жестом. При помощи пластики можно передать настроение, характер музыки, её отдельных выразительных средств. Самое главное, она позволяет проследить развитие музыкального образа в целом. В пластическом интонировании наглядно проявляется индивидуальный творческий процесс, характер воспитания. Особое значение данный вид деятельности имеет для детей с недостаточно развитым звуко-высотном слухом, со слабой координацией слуха и голоса.

Музыка и движения для детей являются самым доступным ресурсом человеческих ощущений, поскольку обладают возможностью прямого взаимодействия на эмоциональную сферу. Они - первый шаг к пониманию искусства, так как понимание возникает, главным образом, на основе моторного отклика и вызываемых им ассоциаций, знакомых каждому человеку.

Пластическому интонированию педагогикой искусства в настоящее время отводится значительное место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: