Основные факторы проявления и профилактика профессиональной деформации личности сотрудников ОВД

Емельнова Ксения.САН-41

Эмоциональные негативные состояния сотрудников ОВД и пути их профилактики и преодоления.

Известно, что деятельность сотрудников ОВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности ОВД, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Экстремальными (от лат. extremum - предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу.

Результаты комплексных исследований психологов МВД России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к психической сфере личности сотрудников ОВД, их стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях.

Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях.

.В психологической литературе понятие «устойчивость» имеет несколько толкований. Так, слово «устойчивый» во многих станах мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие». В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно.

Эта многогранность понятия «устойчивости» обусловлена, прежде всего, тем, что использование данного термина применительно к процессам становления, развития и формирования личности, для описания различных аспектов ее поведения и деятельности. В литературе можно встретить следующие терминологические сочетания: «устойчивость личности», «устойчивость поведения», «устойчивость (профессиональной) деятельности», «устойчивость к нагрузкам», «эмоциональная устойчивость», «волевая устойчивость», «психическая устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «нравственная устойчивость», «психологическая устойчивость» (Заварзина Л. В., 2002).

Особое место нужно выделить психологической устойчивости сотрудников ОВД - как своеобразному фундаменту профессиональной готовности к выполнению действий в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности.

Под психологической устойчивостью понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций (Ярошевский М. Г., 1990).

Работник правоохранительных органов (патрульно-постовая служба милиции, группы задержания вневедомственной охраны, оперативные работники и т. д.) как никто другой чаще попадает в сложные и порой опасные психологические ситуации в повседневной служебной деятельности, оказывающие стрессогенное воздействие на психику сотрудника.

Поэтому психологическая подготовка сотрудников в учебном заведении МВД должна быть направлена на формирование устойчивости к:

• негативным факторам оперативно-служебной деятельности: напряженности, ответственности, риску, опасности, дефициту времени, неопределенности, неожиданности и др.;

• факторам, сильно действующим на психику: виду крови, трупа, телесных повреждений и др.;

• ситуациям противоборства: умение вести психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, противостоять психологическому давлению, манипулированию со стороны, как законопослушных граждан, так и правонарушителей; не поддаваться на провокации и др.;

• конфликтным ситуациям в служебной деятельности: умение проанализировать внутренние причины конфликта, разобраться в закономерностях их возникновения, протекания и способах разрешения конфликтных ситуаций: оскорбление и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти, вербальная и физическая агрессия и т. д.; умение владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава органов внутренних дел.

Неумение сотрудника регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала.

На сотрудников органов внутренних дел ежедневно оказывают воздействие различные факторы, зачастую имеющие стрессовый характер, что в свою очередь может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональных состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.

В этой связи овладение сотрудниками приемами и методами психологической саморегуляции является весьма актуальной задачей современного времени. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те сотрудники, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником (преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности свою психологическую устойчивость.

Анализ вышеизложенных работ позволяет сделать вывод о том, что основным условием психологической устойчивости является собственно поисковая активность, в частности, активность сотрудников ОВД, включенных в учебный процесс.

Высокая потребность сотрудников в поиске новых способностей и возможностей противодействию негативным факторам, творческое отношение к себе и окружающей действительности, готовность к освоению приемов психологических техник (нейролингвистическое программирование, психосинтез, группотерапия, социально-психологический тренинг и др.) для регуляции психоэмоциональных состояний позволят преодолевать деструктивное воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств и сформировать устойчивость личности работников правопорядка.

В ходе прохождения специального первоначального обучения сотрудниками рядового и младшего начальствующего на занятиях по профессионально-психологической подготовке для формирования психологической подготовки могут использоваться:

• психодиагностика (наблюдение, беседа, тестирование);

• тренинги по развитию профессиональной памяти, внимания и наблюдательности;

• психофизические тренинги по преодолению препятствий (усложнения, полоса препятствий, лабиринты);

• идеомоторная тренировка;

• тренинги с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов (морально-психологическая полоса);

• тренинги по освоению ситуаций, связанных с восприятием страданий, крови, ранений, травм, убитых;

• обучение основам аутогенной тренировки;

• тренинги самовнушения, самоубеждения, настроя;

• СОПТ (ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, мысленное перечисление сотрудником индивидуально-ценностных качеств и ситуаций, в которых ему что-то удалось).

Целесообразность практических занятий, тренингов оправдана существованием психологической закономерности: человек, неоднократно попадавший в трудные условия и справившийся с ними, имеет больше шансов выйти с честью из очередной экстремальной ситуации, чем тот, кто никогда не попадал в них.

Проведенный анализ условий работы по выполнению служебных задач сотрудниками правоохранительных органов показал необходимость совершенствования методов формирования психологической устойчивости к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.

Основные факторы проявления и профилактика профессиональной деформации личности сотрудников ОВД

В современной России, в условиях провозглашения курса на построение гражданского общества, сотруднику органов внутренних дел необходима не только высокая профессиональная подготовленность, но и устойчивые профессиональные морально-психологические качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации. Однако, проблема профессиональной деформации не может рассматриваться изолированно от более широкой проблемы - влияния деятельности на личность.

Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД представляет собой изменение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.

Факторами риска профессиональной деформации могут быть:

· неустойчивость индивидуально-психологических особенностей;

· уровень адаптированности к профессиональной деятельности;

· проявления психологических защит;

· поведенческие отклонения;

· нарушения самоконтроля и саморегуляции;

· сужение когнитивной сферы;

· особенности интеллектуальной сферы;

· сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;

· выраженная эмоциональная напряженность;

· несформированность морально-психологических образований в структуре личности;

· несформированность отношений к соблюдению моральных норм.

Формы проявления профессиональной деформации

Особенности личности профессионально деформированного сотрудника проявляются по-разному и во многих сочетаниях, но в итоге их развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или (в худшем случае) к нарушению им закона или аморальным действиям.

Можно выделить следующие основные показатели профессиональной деформации:

1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности – гражданину или группе граждан, которые выступают в различных официальных юридических ролях.

2. Произвольно-субъективная интерпретация нормопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности. Ее эмпирические проявления.

3. Перенос манеры служебного общения, отдельных профессиональных методов и приемов на внеслужебные сферы. Профессиональное огрубление личности.

Методологические проблемы влияния деятельности на личность, принципы единства сознания и деятельности рассмотрены в работах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова. С. Л. Рубинштейн писал: "Преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики в конкретной деятельности, в которой она не только проявляется, но и формируется". Позднее В. Н. Мясищев, подчеркивая важность изучения взаимосвязи между личностью и субъектом деятельности, указал на то, что "психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности, или личности в деятельности".

Обсуждая связь деятельности и личности, А. Н. Китов выделяет такие функции деятельности в жизни личности, как специфический механизм удовлетворения потребностей личности; внутренний преобразуемый и ощущаемый мир личности; «перенос» личностных качеств и свойств, способностей и мастерства человека на свой предмет; проявление не только во вне (экстериоризация), но одновременно интериоризация деятельности, принимающей идеальную форму и влекущей за собой существенные изменения в психике.

Долгое время в отечественной психологической и педагогической науке подразумевалось, что труд является основным и главным фактором формирования человека. Считалось, что трудящийся человек уже является зрелым и всесторонне развитым. Много писалось о воспитательном влиянии профессиональной деятельности на процесс только позитивного формирования личности. Негативное влияние конкретного специализированного труда изучалось в психологии намного меньше. Так, С. Г. Геллерштейн в свое время призывал изучать только положительное влияние труда на человека. Долгое время считалось, что сама трудовая деятельность гарантирует человека от различных деформаций сознания и личности. Однако в психологии труда, инженерной психологии предполагается, что в труде человек не только «развивается» в позитивном смысле, но еще и деформируется. Хотя еще, А. С. Макаренко писал о том, что труд обладает свойством нейтральности по отношению к эффектам воспитания. Он может воспитать и духовно богатую личность, и раба, и эгоиста.

Проблема профессиональной деформации развивалась первоначально на базе научных работ, выполненных специалистами в области психологии труда, в производственной медицине, гигиене, санитарии, в работах по технике безопасности, где были осознаны и исследованы взаимосвязи между субъективными и сугубо индивидными характеристиками людей-профессионалов. Эти взаимосвязи достаточно полно исследовались, отражая психофизиологический аспект существования индивидуальности. Однако эти работы значительно различаются в подходах и концептуальных схемах изучения.

Явление профессиональной деформации оказывает негативное влияние на мотивацию служебного поведения сотрудников ОВД, имеет широкий спектр проявлений (в нравственной, интеллектуальной, профессиональной и эмоциональной сферах), в том числе изменение отношения к объекту деятельности: от полного неприятия (агрессивности, хамства, грубости) до всепрощения, неслужебных связей с уголовно-преступными элементами, моральной и материальной зависимости от них, взятия на себя противоправных обязательств, что в итоге приводит к асоциальному поведению, правовым конфликтам.

По мнению А. В. Буданова, профессиональная деформация может выражаться у сотрудника ОВД в следующих сферах: профессионально-нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и сфере профессиональных действий. В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется в утрате верного представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, формировании ощущения ее бесперспективности, развитии индифферентного отношения к работе или в тенденции рассматривать профессиональную деятельность как средство достижения сугубо личных, эгоистических целей.

В интеллектуальной сфере деформация проявляется как утеря способности к самостоятельному профессиональному мышлению и принятию решений, к самостоятельному профессиональному развитию, в шаблонности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: