Тема 2.2. Простая двухчастная форма

1.

Форма, в которой первая часть - период, вторая - не сложнее периода. Применение: песни, танцы, вокальные и инструментальные произведения, части более крупных форм. Зависимость от бытовых жанров: небольшие размеры, четкость, квадратность

разновидности: репризная и безрепризная

1. Двухчастная репризная форма, строение второй части: развитие темы первой части (развивающая середина) или введение новых мотивов (контрастная середина) и повтор одного из предложений первой части (чаще второго). Активность в точке золотого сечения (середина). Средства серединного типа изложения: тонально-гармоническая неустойчивость, дробление, секвенцирование.

Схема формы: A B

(a+a) (b+a).

2. Двухчастная безрепризная форма.

а) контрастная (со второй частью на новом материале - чаще в вокальных жанрах)

б) развивающая (со второй частью, развивающей материал первой).

Схема формы: A B

(a+a) (b+b).

Задания для практических работ

Моцарт. Симфония № 40. Финал. Г.п., Соната № 6 (ч.3-тема вариаций), № 10 (ч.3), Бетховен. Соната № 2 (ч. 2, 4), № 10 (ч. 2), № 23 (ч. 2), № 15 (ч. 3. Трио), № 25 (Финал. Рефрен), Мендельсон. Песня без слов № 12, Чайковский. «Май», Даргомыжский. «Титулярный советник», «Юноша и дева», Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна», Шуман. «Альбом для юношества», № 17, Бетховен. Вариации на тему Марша Дресслера.

Тема 2.3 Простая трехчастная форма.

Репризная форма из трех частей (ава), где первая часть представляет собой период, а две другие - не сложнее периода.

Применение: самостоятельные пьесы, номера в операх и балетах, часть цикла, разделы более сложной формы. Различная протяженность - от миниатюры до симфонического произведения или части цикла.

Разновидности:

1. развивающая (однотемная, с серединой развивающего типа)

2. контрастная (двухтемная, с серединой на новом материале). Преобладание первого типа.

Схема: АВА с контрастной серединой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: