1 часть сложной трехчастной формы - простая 2-х или 3-х частная форма, чаще однотемная, немодулирующая, с полной совершенной каденцией.
2 часть - двух видов: трио или эпизод. Область применения трио: быстрые средние части сонат и симфоний, марши, вальсы, мазурки, скерцо. Область применения эпизода: медленные средние части сонат и симфоний, отдельные пьесы.
Признаки трио: определенность структуры (простая 2-х и 3-х частная форма, реже период), тематический контраст к первой части (у романтиков - драматургический), тональность главная, одноименная, VI и VI низкой ступени, IV ступени, гармоническая замкнутость, возможна модулирующая связка к репризе.
Признаки эпизода: новая тема, серединный тип изложения, свободно по структуре (отсутствие определенной структуры, свободное построение).
3 часть - реприза. Утверждение главной мысли.
Виды реприз:
1. da capo (в классических менуэтах, скерцо),
2. фактурно-варьированная
3. сокращенная
4. динамизированная.
Кода. Обычное отсутствие в классических менуэтах и скерцо. Более типична для медленных частей или отдельных пьес. Тематизм: на материале 2 части или синтетическая.
Задания для практических работ
Бетховен. Соната № 7 ч.3, № 4 ч.2, № 16 ч.2,10 (скерцо), № 2 ч.2, № 10 Шуберт. Музыкальные моменты C dur, cis moll, Экспромт As dur ор. 142 № 2 Es dur, Шопен Мазурки ор. 6 № 1, ор 17. № 1, Вальс ор 69. № 1, В. Моцарт. Фантазия d moll). В. Моцарт. Фантазия d moll). Чайковский «Июнь», «Декабрь», «Май»
Тема 3.3. Рондо
Рондо как жанр и как форма. Рондо как жанр - подвижная пьеса жизнерадостного характера, с песенно-танцевальной главной темой (рефреном). Рондо как форма - форма, в которой одна и та же тема проводится не менее 3-х раз, а между ее проведениями помещаются части иного содержание, часто каждый раз новые
Схема: АВАСAD…А
Происхождение - народная песня с припевом, танцевальные жанры (rondeau-круг). Основная черта - бесконфликтность высказывания основной идеи; тональная закономерность - проведение рефрена в основной тональности, эпизодов - в подчиненной. Возможны связки и кода. Вступления нехарактерны.