Свободное рондо

Продолжение развития тенденций, заложенных в эпоху классицизма. Индивидуализация форм, яркость и неповторимость содержания - влияние новой романтической эстетики

Особенности:

Многочастность, но части крупные по размерам. Яркий контраст, выраженный тематически, тонально. Некоторые повторы рефрена даются в подчиненной тональности ради колористического разнообразия и преодоления некоторой статичности, вносимой точными повторами. Рефрен может не сохранять структуру. Рефрен может быть пропущен (два эпизода подряд). Степень замкнутости частей гораздо меньше. Этому способствуют длинные связующие части разработочного характера. Может быть переходящий рефрен6.


2 тенденции:

Центробежная - усиление роли эпизодов и уменьшение роли рефрена; значительная внутренняя расчлененность формы, обилие тем-образов. Стремление к сюите (М. Глинка «Вальс-фантазия», М. Мусоргский «Картинки с выставки», Р. Шуман «Венский карнавал»). Уменьшение роли рефрена: проведение его не в основной тональности, сокращение, пропуск рефрена (два эпизода подряд – М. Глинка «Вальс-фантазия», С. Прокофьев «Джульетта-девочка»).

Центростремительная - увеличение роли рефрена и уменьшение роли эпизодов; связность и монолитность формы, ярко выраженная динамика сквозного развития. Появление двойной трехчастной формы АВА1В1А2 (Ф. Шопен. Соната для фортепиано № 3. Финал).

Рондальные формы:

1) трех-пятичастная

АВАВА

(М. Глинка «Попутная песня», «Марш Черномора»),

2) двойная трехчастная

АВА1ВА2

(Ф. Шопен. Ноктюрн Des dur),

Задания для практических работ

Даргомыжский. «Свадьба», Глинка. Рондо Фарлафа, «Вальс-фантазия», Прокофьев. «Ромео и Джульетта» («Менуэт», «Гавот», «Джульетта-девочка»), Бородин. «Спящая княжна», Глинка. «Марш Черномора», Мендельсон. «Свадебный марш», Шопен. Вальс a moll ор 34, Шопен. Ноктюрн G dur. Глинка «Вальс-фантазия»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: