Классическое рондо. Пятичастно

Схема: АВАСА.

Применение: финалы, реже другие части цикла (Л. Бетховен. Соната № 13. ч.1), редко медленные части цикла (Л. Бетховен. Соната № 8 ч. 2, в. Моцарт. Соната № 18 B dur. Adagio), иногда самостоятельные сочинения (Л. Бетховен. «Рондо о потерянном гроше»), изредка части крупного цикла (В. Моцарт. «Свадьба Фигаро» Ария Фигаро № 9).

Рефрен - простая 2-х или 3-х частная форма, реже период (В. Моцарт. Соната D dur № 6 K-V 284. ч.2). Тематизм - бытовая танцевальность и песенность, тяготение к квадратности, усиленной четкими кадансами, подчеркнуто гомофонная фактура, непрерывность ритмической пульсации. Тональность - основная. В последующих проведениях может сокращаться (В. Моцарт. Скрипичная соната № 10. К.V. 378, ч.3) или варьироваться (Й. Гайдн. Соната № 9 D dur ч.3, Л. Бетховен. Соната № 25.ч.3).

Эпизоды. Различаются между собой.

Первый эпизод - часть разработочного характера (на материале R). Незамкнутое построение или ряд построений. Иногда простая 2-х или 3-х частная форма. Тональность - D.

Второй эпизод - более развит, вносит контраст, подобный контрасту трио в сложной трехчастной форме. Структурно оформлен, обособлен. Вводится без связок. Тональности: одноименная, S, или параллельная.

Связки: одноголосная мелодическая линия, короткая модуляция из нескольких аккордов или значительный предыктовый раздел (на интонациях эпизода или рефрена; «ложный рефрен» - рефрен не в основной тональности).

Кода: часто вырастает из последнего проведения рефрена, переосмысления материал (Л. Бетховен. Соната № 10. ч.3), синтезирование (В. Моцарт. Рондо a moll). Сложность строения большой коды: вступительный, развивающий, устойчивый завершающий разделы коды (Л. Бетховен. Соната № 21, Финал).

Задания для практических работ

В. Моцарт. Соната № 18 F dur. K.V. 533 ч.2

Л. Бетховен. Соната № 21. ч.3, № 25.ч.3, № 8 ч.2, № 13 ч.1, № 10 ч.3,

Й. Гайдн. Соната № 9 D dur ч.3

Ф. Шопен. Мазурки В (ор 7 № 1), fis (ор 6 № 1), Аs (ор 7 № 4)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: