Изменение поведенческих реакций при стрессе

Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:

- в избыточном напряжении мышц (особенно часто — лица и «во­ротниковой» зоны);

- дрожании рук;

- изменении ритма дыхания;

- Дрожании голоса;

- Уменьшении скорости сенсомоторной реакции; + нарушении речевых функций и т. д.


Рис. 5. Поведенческие признаки стресса

Установлено также, что функциональное состояние человека (в том числе стресс) влияет на характеристики его почерка.

Так, согласно нашим данным, степень активности человека отрицатель­но коррелирует с шириной строчных букв (г = -0,47, р < 0,01) — при сни­жении активности почерк как бы растягивается, что приводит к увеличе­нию ширины букв. Самочувствие человека отрицательно коррелирует с величиной строчных букв (г = -0,39, р < 0,05) и дискретностью (г = 0,35, р < 0,05) — высота и ширина букв возрастала при ухудшении здоровья ис­пытуемых, а буквы при этом писались более слитно. При хорошем же са­мочувствии наблюдалась тенденция писать слова мелкими буквами и бо­лее дискретно1.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, сме­щении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привы­чек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении чис­ла ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хрони­ческой нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональ ной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точ­ность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может прояв­ляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до пол­ного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Сту­денты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вы­званного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утом­ляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом сте­пень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

В наших исследованиях отмечалась достоверная положительная корреля­ция между снижением работоспособности студентов и такими факторами, как «большая учебная нагрузка», «строгие преподаватели» и «жизнь вда­ли от родителей» (коэффициенты корреляции 0,41-0,43 при уровне зна­чимости менее 0,01). К субъективным факторам, способствующим сниже­нию работоспособности, можно отнести «излишне серьезное отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость» и «проблемы в личной жиз­ни», которые отягощают проявления учебного стресса.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм куре­ния, избыточном приеме пищи и т. д. (рис. 6). По нашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что неред­ко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса за счет агрессив­ных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. Близ­кие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и эконо­мистами.

Рис. 6. Неадекватные методы подавления стрессов. Частота применения

оценивалась испытуемыми по 10-балльной системе, где«1» — совсем

не характерно, «10» — применяю всегда

Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для лю­дей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, при­чем в большей мере это относится к стремлению таких людей использо­вать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода». При этом отмечалась выраженная корреляция между частотой применения алкогольных напитков и выкуриваемых сигарет (г = 0,44; р < 0,001), а так­же между едой и телевизором (г = 0,31; р < 0,01). Таким образом, выявля­ются «парные» привычки адаптационного плана, одна из которых может приводить к алкоголизации и болезням легких, а другая — к появлению избыточного веса. В то же время была отмечена отрицательная корреля­ция между применением сигарет и телевизора, выступающих в качестве альтернативных способах уменьшения стресса (г= -0,32; р < 0,01). В на­ших исследованиях также было отмечено, что неадекватные методы купи­рования стрессов чаще применяли люди, которые жаловались на постоян­ную нехватку времени и невозможность поддержания привычного режима дня. При этом нарушение режима жизнедеятельности при стрессе часто проявлялось в возрастании уровня агрессивности по отношению к окру­жающим (г = 0,33; р < 0,01).

Некоторые авторы четко не разделяют понятие «эмоциональный стресс» и «эмоциональная напряженность», отмечая, что для обоих явлений характерны изменения в мимике, проявления скованности движений, изменения в фонации и артикуляции речи, тремор мышц лица, рук и ног, такие поведенческие реакции, как суетливость или, наоборот, ступор [2]. Следует отметить, что анализ приведенных эти­ми авторами ситуаций (пожар, парашютный прыжок, полет на само­лете) показывает, что речь скорее идет о кратковременной эмоцио­нальной напряженности, чем о «классическом» стрессе, обладающем достаточно длительной динамикой развертывания и проявления. Тем не менее результаты и выводы, полученные данными авторами, пред вляют несомненную ценность и для изучения психологического тоесса. Например, они дают интересную классификацию поведенче­ских проявлений эмоциональной напряженности, которые имеют ме­сто и при стрессе:

. импульсивная (возбудимая) форма, связанная с чрезмерным воз­буждением и понижением активности тормозного процесса, вре­менным ухудшением дифференцировок. При этом преобладают ошибочные поспешные действия, появляется суетливость; + тормозная («торпидная») форма обусловливается общей затор­моженностью на основе развития охранительного торможения из-за значительного понижения ресурсов нервной системы; + генерализованная («гипобулическая») форма, характеризуемая не­предсказуемостью, паническими действиями, стремлением не бо­роться с опасностью, а избежать ее любым путем. При этом имеют место алогичные решения, беспорядочное поведение, в том числе реверсивные действия («действия наоборот») — поступки вопре­ки здравому смыслу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: