double arrow

Поведенческие реакции на стресс

Если стресс продолжает нарастать, то через какое-то время работоспособность личности начинает снижаться. Если проанализировать нарастание стресса, то можно выделить три его фазы.

Фаза мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости интеллектуально-познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспоминать необходимую информацию — цифровую, аудио, графическую, а также свободой ассоциирования и оригинальностью мышления. В этой фазе и руководителю, и работнику, как правило, удается сделать много, качественно и в срок, так как личность полностью использует все свои ресурсы, активизирует потенциальное «могу».

Фаза дезадаптации появляется вслед за фазой мобилизации, если стресс Длится долго, усиливается и «зашкаливает». Возникает реакция запредельного торможения, это проявляется, прежде всего, в снижении качества исполнения, поведении появляется неорганизованность, нарушаются коммуникативные каналы общения, теряется четкость передачи информации, возрастает ее неверное понимание, затрудняется ориентация в ситуации, недостаточно учитывается ее изменчивость, принимаются решения, «выпадающие» из ситуационных переменных, слабо учитывающие последствия. В этой фазе и руководитель, и работники допускают много ошибок, нарушая управленческий цикл путем деформации его стадий.

Фаза дезорганизации возникает тогда, когда «запредельность» стресса продолжает нарастать, приводя в расстройство внутреннюю систему саморегуляции поведения личности. В этой фазе появляются «перерывы» в осознании ситуации, которые разрушают поведенческую организацию индивида, приводя к потере контроля за ситуациями. Личность уже не может справиться с требованиями, которые к ней предъявляются. Поведение характеризуется резко возросшими рассогласованностью, суетливостью и растерянностью, так как в мышлении хаотично возникают такие «точки» торможения, которые защищают личность от запредельного психологического перенапряжения. Их становится все больше и больше, что и приводит личность в состояние вялости, апатии, расслабленности, пассивности, безнадежности.

Последствия такого долговременного стресса бывают прямо противоположными: у интернального типа руководителя порог стрессоустойчивости может повыситься, а у экстернального снизиться. У личности может измениться структура потребностей и иерархия ценностной ориентации, переосмысливаться прошлый опыт и личные достижения. Долговременный стресс приводит к личностному кризису, выход из которого осуществляется и как развитие (стремление найти другую работу), и как деградация (адаптация к сложившейся ситуации, поскольку везде одинаково плохо).

Выход из долговременного стресса в рабочем процессе происходит как спонтанная перестройка профессиональной деятельности («цель — средство — результат») и профессионального общения («поступки — нормы — оценки»)-

Руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов («стрессоров»), а для этого важно уметь их распознавать заранее. На каждой стадии управленческого цикла есть как специфические «стрессоры», так и общие (хроническая нехватка квалифицированных работников, затраты времени на личную обработку информации, замыкание всех коммуникаций на себя, плохая работа личного секретаря, результатом которой становится перегрузка руководителя информацией, работа вслепую с большим риском и ЯР)-

Вместе с тем, стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу любой «здоровой» фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен как боксер держать удары «агрессоров», а с другой — обязан побеждать их. Руководителю фирмы приходится жить в состоянии волнообразных стрессов, время от времени накатывающихся на него.

В связи с этим можно предложить следующие методы борьбы со стрессорами (табл. 2.1.)

Таблица 2.1

Методы борьбы с «агрессорами»

Методы Частота использования, %
L. -- VJ,w ВОДСТВО Руководители среднего звена
Делегирование полномочий 90,3 86,1
Анализ стрессовых ситуаций 84,6 84,7
Установка ежедневных целей и приоритетов в ^^олнении заданий 81,0 83,3
Выявление причин, приводящих к стрессу 75,7 74,4
Оощение с коллегами, другими работниками, "обителями г?Т —_.___ 73,5 77,5
седы по телефону с приятелями и встречи с друзьями 1Н1£2аботь1) 71,4 74,2
^^^киеоздоровительные занятия (вне работы) 68,9 65,7
1!^Р^нотение на активный отдых (вне работы) 64,8 70,0
Следование оптимально избранному распорядку дня (на работе и дома) 62,0 53,9
Самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв в работе) 50,4 55,1
Более интересная, увлекающая работа 49,9 54,4
Ежедневные временные интервалы для коротких передышек 42,2 45,0
Разбивка отпуска на несколько этапов: два, три, четыре 41,3 36,9
Чтение специальных книг 17,9 24,0
Аутогенная самостоятельная тренировка 7,7 10,2
Участие в специализированных тренингах 4,9 6,5
Психотерапевтическое лечение 3,5 4,2

Многочисленные опросы показали, что у каждого индивида есть свои

способы борьбы со стрессами:

• бросить курить, чаще общаться с природой;

• время от времени уезжать на рыбалку;

• регулярно делать утреннюю гимнастику;

• разгружать себя эмоционально;

• находить новые увлечения;

• рационализировать рабочий день;

• планировать работу по своим возможностям;

• систематически изыскивать время для отдыха с семьей;

• относиться ко всему философски;

• переключаться на другие виды деятельности;

• общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;

• переменить привычную обстановку;

• сменить мебель, переставить ее;

• на работу и с работы ходить пешком;

• до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;

• комбинировать работу в кабинете и на местах;

• в течение дня несколько раз послушать музыку;

• чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;

• не затягивать рабочий день для себя и других;

• активно отдыхать в свободные дни;

• организовать систему самоконтроля;

• научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;

• всегда быть готовым к неожиданностям;

• находить интересных помощников;

• разгружать себя, делегируя полномочия.

Все это можно назвать профилактической модификацией поведения в борьбе со стрессом, которая предполагает высокую степень самоорганизации. Но «стрессоры» могут возникнуть неожиданно, и тогда руководителю или работнику приходится переживать стресс постфактум. Одни быстрее выходят из такого состояния, другие медленнее. Индивидуальные опросы мужчин — руководителей подразделений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Например, они применяют такие логические методы, стремясь избавиться от гнетущих переживаний после «разноса»: «Иду и делюсь с теми, кому я доверяю»; «Ищу пути исправления ошибок»; «Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!»; «Консультируюсь и разрабатываю новый вариант решения»; «Принимаю рюмочку: коньяк для такого случая всегда есть»; «Успокаиваюсь только с коллегами»; «Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю»; «А я прихожу и делаю 10—20 приседаний»; «Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее»; «А у меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. Потом отключаюсь в машине»; «А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть»; «Думаю: как бы я п°ступил на его месте?»; «Оцениваю себя самокритично. Делегирую Полномочия, объясняя ситуацию. Мои работники меня понимают и помогают Доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка»; «А я иду в баню с друзьями».

Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок: «У меня философский подход к жизни: все проходит»; «Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают». «Мне становится легче, если еще и всплакну»; «А у меня есть внутренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться»; «Убеждаю себя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация»; «Прихожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты, а потом я нахожу ответ во сне»; «Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогает спокойствие мужа и его советы»; «Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу: стираю, например, или берусь за пылесос»; «Мне помогает общение с детьми»; «А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует»; «Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы»; «Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи».

Фрустративные состояния личности могут усиливаться и внутренними факторами ее психофизической предрасположенности к воспроизводству таких ситуаций (доверчивость, импульсивность, тревожность, неорганизованность, рискованность и др.). В этом случае человек сам себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустрациям. Все зависит от того, в какой мере проявляются способности преодолевать фрустративные состояния, несмотря на заблокированность поведения. Это могут быть способы психологической самозащиты: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней».

Данный тезис может включать следующие варианты защитной мотивации:

1. «Нет худа без добра, что ни случится, все к лучшему» (позитивная трактовка худшего).

2. «Все проходит, надо переждать» (ориентация на лучшие времена).

3. «Ничего не поделаешь, у других тоже бывают срывы» (идентификация с другими).

4. «Переживать нечего, у других еще хуже» (самоподкрепление в сравнении с опытом других);

5. «Я не один, все вместе преодолеем трудности» (позитивное самоподкрепление идентификацией с командой).

6. «Могло бы быть и значительно хуже» (самоутешение в сравнении двух

зол).

7. «Ничего, худшее уже позади» (самоуспокоение в сравнении с тем, что было).

8. «В следующий раз надо страховаться» (позитивный настрой на будущее).

9. «Со мной такого больше не произойдет» (переакцентировка своего поведения).

10. «Я это и предполагал, хотя надеялся на лучшее» (утешение сбывшимся самопророчеством).

Если внимательно проанализировать эти способы психологической самозащиты, то оказывается, что их можно оценить во времени: взгляд в будущее, взгляд в сторону, взгляд в прошлое. Сравнительный самоанализ облегчает переживания личности, конструируя образ иного поведения, чем было ранее, но этот «веер» самозащитной мотивации для каждого индивидуален, так как у каждого есть свои приоритеты их непроизвольного выбора.

Однако фрустрация может стимулировать усилия личности преодолеть блокировки либо в обходном маневре, либо в лобовом наступлении.

локировка потребностей воспринимается личностью как препятствие, которое "еобходимо устранить. Поэтому в сознании появляется сначала «лобовая» Установка, а затем возникают разнообразные маневренные варианты. Может сложится такая ситуация, что сама недостижимость цели делает ее привлекательной: чем труднее задача, тем заманчивее, и если не получилось в первый раз, можно попробовать еще. Вариативная тактика больше характерна для женщин, чем для мужчин, но процесс выбора различных средств для достижения цели является конструктивным поведенческим выходом из фрустративного состояния.

В преодолении фрустрации сталкиваются два психологических подхода к самоорганизации делового поведения. Одни менеджеры психологически подготовлены к достижению успеха, а другие психологически не подготовлены к возможным неудачам (табл.2.2.)

Таблица 2.2.

Варианты самоорганизации делового поведения

Менеджер, достигающий успеха Менеджер, терпящий неудачи
Тип личности — победитель, т.е. человек, который знает, что он будет делать, если проиграет, но не говорит об этом (установка: надо уметь извлекать уроки из своих ошибок) После поражения думает прежде всего о том, как добиться успеха Не жалеет о прошлом опыте У него есть опыт поражения, но есть и варианты выхода из негативной ситуации: эффект стимулирующего негативного образа Осмысливает ситуацию с точки зрения поиска результатов Считает, что успех—результат огромной работы Вынашивает свой собственный замысел, чтобы претворить его в управленческой практике Быстро принимает стратегические решения Ставит следующую задачу: как превратить неудачу в победу? Верит, что очень Многое в жизни зависит от его собственных усилий Тип личности — неудачник, т.е. человек, который не знает, что будет делать, если проиграет, но говорит о том, что он будет делать, если выиграет (установка: лучше бы знать заранее и не рисковать) После поражения думает прежде всего о том, как можно было избежать неудачи Сожалеет о прошлом опыте У него есть образ поражения, но способов выхода из негативной ситуации почти нет: эффект давящего негативного образа Осмысливает ситуацию с точки зрения нехватки ресурсов Считает, что успех — результат случая Хватается за чужие мнения, чтобы использовать их в управленческой практике Долго принимает стратегические решения Ставит следующую задачу: как удержаться на плаву в.случае неудач? Верит, что от его собственных усилий мало что зависит.__.

Логично, что успеха добивается тот, кто ищет и находит новые возможности в текущей повседневности, причем начинаются эти поиски, прежде всего с анализа организации управления поведением работников организации. Именно здесь и скрываются огромные возможности, поэтому каждый менеджер, если он хочет видеть свою организацию процветающей, заботится, прежде всего, о том, как раскрыть эти возможности в управлении поведением ее сотрудников. Главное направление поиска можно определить, как совершенствование умений сотрудников добиваться в своей работе больших объемов и лучшего качества за счет выявленных временных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: