Общее понятие финансов: необходимость, сущность и функции

Финансовая система и

Фискальная политика

Cамая трудная для понимания вещь на свете – это подоходный налог. А. Эйнштейн

_________________________________________________________________________________________________________________________

12.1 Общее понятие финансов: необходимость, сущность и функции.

12.2 Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.

12.3 Налогообложение: принципы и виды.

12.4 Фискальная политика.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Общее понятие финансов: необходимость, сущность и функции

Рыночная экономика немыслима без финансов, представляющих собой совокупность отношений по поводу накопления, распределения и использования денежных средств и институтов, регулирующих эти отношения. Посредством финансового механизма государство образует и использует фонды денежных средств для выполнения своих многочисленных функций во всех сферах. Показатели финансовой системы являются надёжным индикатором состояния национальной экономики в целом. Они прямо или косвенно отражают все наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности: структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции, эффективность деятельности отраслей и т.п.

Финансовые отношения складываются между:

1) государством и юридическими и физическими лицами;

2) физическими и юридическими лицами;

3) юридическими лицами;

4) отдельными государствами.

Совокупность этих отношений образует финансовую систему со следующими звеньями: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды фирм, организаций (коммерческих и некоммерческих), прочие специализированные денежные фонды.

Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения (домашних хозяйств) и государства. Государственные финансы составляют центральную часть всей финансовой системы, а ведущим звеном финансов государства является государственный бюджет. В целом каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья со своей структурой.

Обычно выделяют два основных принципа построения финансовой системы. Принцип централизованных финансов (демократического централизма) присущ командно-административным экономикам. При его реализации отсутствует четкое разграничение полномочий между уровнями бюджетов, план расходов и доходов (бюджет) на всех уровнях утверждается вышестоящим органом власти.

Наиболее распространённым является принцип фискального федерализма, используемый сейчас и в России. Сущность данного принципа сводится к чёткому разграничению функций отдельных звеньев финансовой системы. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся всей нации в целом: расходов на оборону, космос, внешние государственные связи. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Нехватка средств доходной части на покрытие расходов бюджета (бюджетный дефицит) может финансироваться предоставленными федеральным правительством субсидиями.

Перераспределение ресурсов между органами власти различных уровней является важным элементом финансовой политики. Перераспределение по вертикали обычно предназначено для компенсации совокупных дисбалансов, т.к. маловероятно, чтобы доходы, закреплённые за каждым уровнем, могли полностью соответствовать расходам этого же уровня. Горизонтальное перераспределение направлено на уменьшение неравенства между регионами, вызванного неравномерным размещением источников поступлений средств.

Сущность и роль государственных финансов в жизни общества проявляется в их функциях.

1. Контрольная. Поле действия финансового контроля достаточно широко: контроль за формированием и использованием стоимостных и финансовых показателей охватывает разные стороны деятельности фирм и организаций. Такой контроль крайне необходим в условиях рыночных отношений и правового государства. Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами государственной власти.

2. Мобилизационная. Обеспечивает поступление средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредотачиваются ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на социально-экономическое развитие общества.

3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. Государство активно перераспределяет национальный доход, пытаясь сформировать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях. Доля перераспределяемого таким образом национального дохода во многом определяется моделью рыночного хозяйства: она выше в странах, придерживающихся кейнсианской доктрины развития. В странах, опирающихся на монетарные программы, перераспределительным отношениям отводится более скромная роль, ибо главным считается содействие развитию рыночных сил, а не их корректировка.

Итак, финансы служат одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики посредством сложных распределительных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: