Фискальная политика

Фискальная политика – это совокупность способов, инструментов и мер в области управления совокупным спросом и совокупным предложением через государственные расходы и налоговую систему.

К основным целям фискальной политики относят: сглаживание колебаний экономического цикла; повышение темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости, а также умеренных темпов инфляции, а в конечном итоге – макроэкономическое равновесие.

Различают следующие виды фискальной политики: дискреционная и автоматическая.

Дискреционная (гибкая) фискальная политика. Государственные органы сознательно регулируют объем государственных расходов и налогообложение, причем увеличение (уменьшение) государственных расходов и/или снижение (увеличение) налогообложения сдвигает прямую С + G +I вверх (вниз) и ведёт к росту (спаду) национального дохода (рис. 28).

Рис. 28. Влияние дискреционной фискальной политики на объем ВВП

Основными элементами этой политики являются государственная программа занятости, изменение программы трансфертных расходов и уровня налоговой ставки. Государство в лице правительства может сознательно регулировать величину бюджетного дефицита (излишка). Данный тип политики действует в течение некоторого определенного периода и требует со временем пересмотра. Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги – налоги и государственные расходы.

Дискреционная политика в разные периоды экономического цикла различна: на спаде она носит стимулирующий характер, на подъеме – сдерживающий.

Стимулирующая дискреционная полтика предполагает снижение налогов, увеличение госрасходов, либо одновременное использование обоих инструментов. Рост государственных расходов, как видно из рис.28, приводит к большему изменению объема выпуска продукции, то есть имеет место мультипликационный эффект. Мультипликатор государственных расходов рассчитывается по формуле:

.

Изменение величины налогов также дает мультипликационный эффект: .

Но мультипликатор налогов меньше, чем мультипликатор государственных расходов. Это объясняется тем, что не весь прирост дохода потребитель будет тратить, есть вероятность, что часть дохода останется непотребленная, то есть он её направит на сбережение. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход → рост располагаемого дохода увеличивает потребление → рост потребления увеличивает совокупные расходы→рост совокупных расходов увеличивает совокупный доход.

Однако невозможно достаточно точно определить, что будет являться результатом существующих тенденций в макроэкономике, а значит, реально правительство располагает весьма ограниченными возможностями предвосхитить направление развития экономики. Поэтому оно неизбежно сталкивается с непредусмотренными заранее явлениями хозяйственной конъюнктуры. В результате решения о мерах фискальной политики принимаются с некоторым запозданием, которое может происходить и по причине бюрократических процедур в связи с принятием нужных решений, а также в силу необходимости поиска компромиссных решений правительством в ответ на лоббирование своих интересов определенными парламентскими силами. Данные запаздывания пересмотра параметров экономических регуляторов дискреционной финансовой политики неизбежны, а потому необходимо дополнение ее иным видом, способным непрерывно корректировать налоговые поступления и величину государственных расходов – недискреционной, или автоматической фискальной политикой.

Недискреционная (автоматическая) – фискальная политика, чье действие зависит от встроенных стабилизаторов, которыми являются социальные пособия и прогрессивное налогообложение. Встроенные стабилизаторы в доходной части государственного бюджета увязывают ставки налогов с величиной получаемого дохода. Аналогичные стабилизаторы есть и в расходной части бюджета. К такого рода стабилизаторам относятся индексы заработной платы государственных служащих, пособия по безработице и др. Например, если в период спада увеличивается количество безработных, то автоматически возрастает сумма ассигнований на пособия по безработице. Это препятствует падению доходов, поддерживает совокупный спрос. Когда объемы производства увеличиваются, безработица сокращается, а вслед за этим уменьшаются и государственные расходы на выплату данных пособий. Действие встроенных стабилизаторов в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний. При недискреционной политике бюджетный дефицит (излишек) возникает без вмешательства правительства.

В настоящее время на практике эти два вида фискальной политики отдельно не применяются, а действуют сопряжённо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: