Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств, которыми располагает государство для выполнения своих функций. Бюджетные отношения в Российской Федерации регулируются Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система отражает особенности страны, государственное устройство, социально-экономический строй и т.д. Совокупность государственного бюджета и внебюджетных фондов, создающихся за счет целевых налогов и платежей, образуют консолидированный бюджет.

Статьи расходной и доходной частей федерального бюджета РФ включают в себя следующие пункты.

Расходы федерального бюджета:1. Государственное управление. 2. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности. 3. Национальная оборона. 4. Промышленность, энергетика и строительство. 5. Сельское хозяйство и рыболовство. 6. Охрана окружающей среды, гидрометеорология, картография, геодезия. 7. Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика. 8. Социально-культурные мероприятия. 9. Обслуживание государственного долга.

Доходы федерального бюджета:1. Налоговые: налоги, платежи, сборы, пошлины, акцизы; 2.Неналоговые - от внешней экономической деятельности, от использования и продажи государственного имущества, доходы от государственных предприятий; 3. Прочие поступления –дотации, субвенции, помощь, доходы целевых бюджетных фондов.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами. В том случае, когда доходы превышают расходы, ситуация называется бюджетным профицитом, когда наоборот – бюджетным дефицитом.

Различают структурный и циклический дефицит бюджета. Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над доходами в условиях полной занятости. Циклический дефицит – разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом.

Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в сбалансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются приверженцы кейнсианской доктрины для стимулирования экономического развития в периоды спада.

В условиях бюджетного дефицита предусмотрено:1.Установление предельного уровня дефицита. 2. Финансирование (покрытие) бюджетного дефицита путем выпуска ценных бумаг и за счет кредитов. 3. Введение режима чрезвычайного расходования средств – секвестра (если в ходе исполнения бюджета его фактический дефицит не может быть профинансирован).

Существует несколько способов устранения бюджетного дефицита:

1. Сокращение бюджетных расходов – самый простой, но и самый болезненный, поскольку государство финансирует те нужды общества, которые не охватываются рынком в силу их неприбыльности.

2. Изыскание дополнительных доходов.

3. Эмиссия необеспеченных денег, не связанных с темпом роста товарных ценностей, что очень часто приводит к инфляции и товарному дефициту при установлении ограничений на рост цен.

4. Одалживание денег. При этом возникает государственный долг в форме внутреннего и внешнего. Внутренний государственный долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг – это одалживание денег у иностранных физических и юридических лиц, а также у международных финансовых организаций. Данный вид государственного долга считается наиболее тяжелым, поскольку: 1) страна вынуждена отдавать в его уплату наиболее дефицитные на мировом рынке ресурсы; 2) правительство теряет полноту контроля за собственной экономикой вследствие необходимости выполнения поставленных кредиторами условий. В целом государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов.

Государственный долг не должен превышать ВВП. Оптимальное соотношение 0,6/1, т.е. не более 60% ВВП. Государственный долг является не только источником покрытия дефицита госбюджета, но и сам может порождать дефицит в случае своей избыточности.

Пути погашения государственного долга:

– рефинансирование – выпуск новых займов для погашения старых займов;

– конверсия – изменение условий займа и размеров процентов по нему и превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции;

– консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные займы консолидируются в средне- и долгосрочные.

Однако следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не является показателем здоровья экономики страны. В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита:

1. Бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Несмотря на то, что длительное время такое состояние считалось оптимальным, стремление к ежегодной бездефицитности снижает эффективность фискальной политики государства, направленной на стабилизацию экономического развития. Более того, это может вызвать инфляцию.

2. Бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. В периоды экономического спада государство снижает налоги и увеличивает расходы, тем самым способствуя поддержанию деловой активности. Однако бюджетный дефицит при этом растет. В периоды экономического подъема государство повышает налоги и сокращает свои расходы, за счет чего формируется стабилизационный фонд, необходимый для финансирования накопленного дефицита госбюджета.

3. В рамках теории функциональных финансов считается, что сбалансированной должна быть структура экономики, а не государственный бюджет.

В целом бюджетный дефицит – явление финансовое, не относящееся к разряду чрезвычайных событий. Желательная величина дефицита бюджета составляет не более 2-3% ВВП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: