double arrow

АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР

1

ИНФЛЯЦИЯ И СИСТЕМА

СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция (от лат. inflatio – «вздутие») – снижение покупательной способности денег, обесценивание денежной единицы, означающее, что на одну денеж–


ную единицу товаров и услуг можно купить меньше, чем раньше. Как правило, инфляция проявляется прежде всего в росте цен, но вместе с тем в дальнейшем мы увидим, что не всегда это происходит. Например, скрытая инфляция проявляется в росте товарного дефицита. Долговременное снижение уровня цен называется дефляцией («выдувание»), а замедление темпов инфляции – дезинфляцией. Как экономическое явление инфляция связана с выпуском бумажных денег («вздутие» означает переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами). В условиях натурального обмена, обращения идеальных денег, а также свободного обмена бумажных денег на золото это явление не наблюдалось.

ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ

В экономической литературе вид инфляции определяют по следующим критериям: 1. Форма проявления инфляции: инфляция бывает открытая и подавленная (скрытая). • Открытая инфляция характерна для подвижных и свободных

цен, и проявляется в их продолжительном росте. Открытая инфляция обычно протекает в следующих формах:

—инфляция со стороны спроса;

—инфляция со стороны предложения (инфляция издержек);

—структурная инфляция.



Рис. 19.2. Инфляция предложения

Рис. 19.1. Инфляция спроса

При инфляции спроса рост цен происходит за счет увеличения роста совокупного спроса (рис. 19.1). Здесь денежная масса существенно и быстро опережает количество товаров и услуг в обращении (образно говоря, слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров).


шяя^шшш^ШШШШШЯ1ШШШЯШЯЩ



Раздел III. Макроэкономика


Глава 19. Макроэкономическая нестабильность 343



Инфляция издержек, или инфляция предложения, как нам уже известно из гл. 13, вызывается ростом издержек в расчете на единицу продукции. Рост цен на факторы производства (сырье, энергоносители, рабочую силу и т. д.) сокращает прибыль фирм, что приводит к уменьшению совокупного предложения, и кривая Л5 сдвигается влево (рис. 19.2). В результате цены на товары и услуги растут, что приводит к дальнейшему удорожанию как факторов производства, так и потребительских товаров.

Структурная инфляция возникает при нарушении общего равновесия, несбалансированном развитии отраслей, когда спрос на отдельные виды продукции неудовлетворен. В результате в экономике наблюдается рост цен. Для того, чтобы обуздать такую инфляцию, необходимы инвестиции в те отрасли, продукции которых не хватает. Эта форма открытой инфляция возникает также при структурных сдвигах в совокупном спросе, когда появляются новые товары с высокими «престижными» ценами. При этом даже если цены на традиционные товары не растут, общий уровень цен в экономике повышается.

Подавленная, или скрытая, инфляция характерна для цен, же
стко контролируемых государством. Она проявляется в усиле
нии товарного дефицита, когда товары уходят на «черный»
рынок, а также в снижении качества товаров и услуг. Этот вид
инфляции был характерен для России в период командной эко
номики. Переходу от подавленной инфляции к открытой в Рос
сии способствовала либерализация цен.

2. Второй критерий при определении вида инфляции – это темпы роста цен. Здесь выделяют три ступени инфляции:

Управляемая, умеренная, или ползучая инфляция – темпы роста цен до 10% в год. Она характерна для большинства стран с развитой рыночной экономикой и является элементом нормального развития экономики. Умеренную инфляцию, вызванную увеличением предложения денег до 3–5% в год (вспомним «денежное правило» М. Фридмена, рассмотренное в гл. 16), можно считать полезной для экономики.

Галопирующая инфляция характеризуется ростом цен до 200% в год. Она проявляется не только в росте цен, но и в превышении спроса над предложением, причем избыточный положительный спрос не стимулирует рост предложения. Такая инфляция уже опасна для экономики и требует проведения антиинфляционных мер.


Гиперинфляция характеризуется сокращением производства,
усилением его автономности и натурализацией, переходом к
бартерным сделкам, «бегством» от денег с целью превраще
ния их в товары. Формальный критерий гиперинфляции был
введен американским экономистом Ф. Кэганом. Он предло
жил началом гиперинфляции считать месяц, в котором цены
впервые увеличились более чем на 50%. Завершением гипер
инфляции считается месяц, предшествовавший тому, в кото
ром цены увеличились менее 50% и не достигают этого уров
ня в течение года.

3. Третий критерий при определении вида инфляции – это соотношение роста цен по различным товарным группам. Здесь различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

Сбалансированная инфляция характеризуется тем, что цены на различные виды товаров относительно друг друга не меняются. Опасности для экономики она не представляет: если факторы производства подорожали в 20 раз, и конечный продукт также подорожал в 20 раз, то возникает лишь неудобство в расчетах.

• При несбалансированной инфляции цены на различные виды товаров постоянно меняются по отношению друг к другу, причем в разных пропорциях. В России наблюдается именно этот вид инфляции. В условиях несбалансированной инфляции невозможно рассчитать и сравнить доходность различных инвестиционных проектов; для нее характерны только короткие спекулятивно–посреднические операции.

4. Следующий критерий при определении вида инфляции – это ожидаемость или предсказуемость инфляции. Здесь следует выделить:

ожидаемую инфляцию, которая предсказывается и прогнозируется заранее, причем с достаточной степенью надежности;

неожидаемую инфляцию, возникающую стихийно. В этом случае повышение цен даже на 10% может привести к существенному снижению эффективности деятельности фирм и снижению доходов населения.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции практически не наносит вреда экономике, в то время как комбинация несбалансированной и неожидаемой – очень опасна, так как такая комбинация сопровождается перераспределением доходов и национального богатства и падением доходности предприятий.




Раздел III. Макроэкономика


Глава 19. Макроэкономическая нестабильность 345



ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ

При выявлении причин инфляции различают монетарные и немонетарные концепции.

Сторонники монетарных концепций одной из основных причин возникновения инфляции считают рост номинального количества денег, превышающий рост производства товаров и услуг при неизменной скорости оборота денег. В гл. 16, рассматривая количественную теорию денег, мы познакомились с уравнением обмена И. Фишера:

где М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Р – средняя цена товаров и услуг; Q – количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Напомним, из этого уравнения следует, что при постоянных Vvl Q изменение денежного предложения напрямую влияет на цены: при увеличении предложения денег цены растут. Если же увеличение предложения денег будет происходить одновременно с расширением объема ВВП, то роста цен не произойдет. Вспомним также «денежное правило» М. Фридмена, согласно которому увеличение денежного предложения свыше 3–5% в год приводит к новому витку инфляции. Авторы монетарных концепций также утверждают, что инфляция может возникнуть и в том случае, если количество номинальных денег остается неизменным, а скорость их обращения увеличивается быстрее, чем растет объем производства (например, при совершенствовании техники расчетов посредством использования пластиковых карт и интернет–торговли).

В немонетарных концепциях причиной инфляции называют либо увеличение совокупного спроса (кейнсианцы и неокейнсианцы), либо рост издержек на единицу продукции (сторонники «экономики предложения»). То есть авторы немонетарных концепций объясняют инфляцию либо со стороны спроса, либо со стороны предложения. Увеличение количества денег, находящихся в обращении, в этих концепциях является непременным условием повышения цен, а не причиной. Увеличение совокупного спроса может происходить и без увязки с ростом денежной массы (например, в связи с ростом спроса на инвестиции). Причиной инфляции здесь называют также структурные сдвиги спроса, о которых мы говорили при рассмотрении такой формы открытой инфляции, как структурная инфляция.


Как уже отмечалось в гл. 16, современные модели денежно–кредитной политики представляют собой синтез монетаризма и кейнсианства.

Причины инфляции делятся на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся следующие:

1) несбалансированность государственных расходов и доходов, т. е. дефицит государственного бюджета, который часто покрывается за счет чрезмерной эмиссии денежных знаков;

2)милитаризация экономики, способствующая развитию военных отраслей в ущерб гражданским. В результате нарушаются оптимальные пропорции между отраслями, и возникает структурная инфляция;

3)рыночная власть монополий, олигополии и государства. Мы знаем, что современный рынок во многом олигополистичен, и олигопо–листы, обладающие монопольной властью, заинтересованы в сокращении производства и повышении цен;

4) инфляционные ожидания. Население привыкает к повышению цен и запасается товарами впрок, что приводит к увеличению совокупного спроса, а производители, опасаясь повышения цен со стороны поставщиков, увеличивают цены на товары и услуги, раскручивая тем самым маховик инфляции.

Внешней причиной инфляции считается прежде всего конъюнктура мирового рынка. Например, увеличение мировых цен на нефть, газ и другие энергоносители приводит в конечном счете к росту цен на внутреннем рынке.

Теперь мы можем назвать глубинную причину инфляции – это нарушение пропорций развития национального хозяйства в результате действия различных факторов.

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ

При измерении скрытой, или подавленной, инфляции в экономике используются такие показатели, как: • соотношение цен, контролируемых государством, с ценами свободного рынка, в том числе и теневого;

• вероятность осуществления нужной покупки;

• затраты времени на поиски товара;

• объем вынужденных сбережений и др.

При измерении открытой инфляции используются как индексы роста цен, так и показатели роста цен в процентах; чаще всего используют индекс потребительских цен (ИПЦ) (см. гл. 12) и индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения), отражающий динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы и конечные виды продукции на оптовом рынке.



Раздел III. Макроэкономика


Глава 19. Макроэкономическая нестабильность




Другим показателем измерения открытой инфляции является уже известный нам дефлятор ВВП (индекс изменения цен в среднем по экономике в целом). Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП мы рассмотрели в гл. 12 (см. табл. 12.2).

При измерении инфляции используются как цепные, так и базисные индексы. При расчете цепных индексов показатель в последующий период делится на соответствующий показатель предыдущего периода, например, отношение стоимости потребительской корзины данного года к стоимости потребительской корзины предыдущего года. Рассмотрим цепные индексы потребительских цен в РФ за период 2002–2006 гг. в табл. 19.1.

Таблица 19.1 Рост потребительских цен в России в 2002–2007 гг.

Показатель       2005 (прогноз) 2006 (прогноз) 2007 (прогноз)
Индекс потребительских цен (ИПЦ), % 15,1   11,7     6–7

При расчете базисных индексов данные за некоторый период принимаются за базу, а индексы роста цен определяются путем деления показателей определенного года (например, стоимость потребительской корзины текущего года) на базовый показатель (например, стоимость потребительской корзины базового года).

Существует и такой способ количественного измерения инфляции, как «правило семидесяти». Оно позволяет подсчитать количество лет, необходимых для удвоения общего уровня цен: число 70 делится на показатель ежегодного темпа роста цен.

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Развитие инфляционных процессов приводит к отрицательным социально–экономическим последствиям, среди которых можно назвать снижение реальных доходов населения и перераспределение их в пользу немногочисленного процента населения, потерю заинтересованности у производителей в создании качественных товаров, ухудшение условий жизни у населения с фиксированными доходами (врачей, преподавателей, военнослужащих, студентов, пенсионеров и др.). Поэтому разработка и осуществление антиинфляционной политики является необходимым элементом стабилизации экономики. В системе антиинфляционных мер выделяют два пути:


1. Адаптационная политика, или пассивный путь борьбы с инфляцией основан на том, что домохозяйства, фирмы и государство приспосабливаются к росту цен. Наиболее распространенным методом приспособления к инфляции является индексация процентной ставки (она увеличивается на величину инфляции). Кроме того, применяются индексация доходов населения в зависимости от уровня и темпов инфляции, а также компенсация потерь от инфляции наиболее обездоленным слоям населения. Фирмы, приспосабливаясь к инфляции, меняют свою экономическую политику: осуществляют только краткосрочные проекты, увеличивают долю заемных средств, пересматривают политику использования прибыли и т. д.

2. Второй путь в системе антиинфляционных мер – активный. Особая роль здесь отводится государству, которое должно принять законы, стимулирующие предпринимательскую деятельность, особенно в части налогообложения. Представители монетаризма считают, что инфляцию можно остановить резким сокращением темпов роста денежной массы, т. е. методом «холодной индюшки». В результате уменьшаются инфляционные ожидания, что приводит к снижению темпов инфляции. Кейнсианцы выступают за политику градуализма, т. е. за меры по замедлению роста совокупного спроса (например, путем сокращения социальных программ и государственных расходов). Снижение темпов роста совокупного спроса приводит к снижению темпов роста цен. Кроме того, государство предпринимает меры, направленные против роста цен в отраслях–монополиях, ликвидирует дефицит государственного бюджета, сохраняет валютный коридор и т. д.

Таким образом, антиинфляционная политика должна быть направлена на сдерживание и регулирование трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1