На рисунке 11 показан пример ЦСЦ реального предприятия. Описывается деятельность складского комплекса по разгрузке товара и помещению его на хранение (показана только часть цепочки). Как видно на рисунке 11, для того чтобы товар, подъезжающий в автомобиле к воротам склада, стал товаром разгруженным и установленным на паллеты в зоне погрузочно-разгрузочных работ (т.е. претерпел определенные преобразования), должна быть выполнена достаточно сложная цепочка процессов. Часть их связана с физическим перемещением (в автомобиле, на каре, на тележке) товара, а другая – с обработкой информации о его движении, подготовкой документов и принятием решений. Очевидно, что такая схема позволяет выявить практически все процессы, необходимые для разгрузки и приемки товара на склад.
Затем можно выполнить более детальное описание деятельности склада в формате Work Flow. В качестве примера нами взят процесс «допуска автомобиля клиента на территорию склада» (рисунок 12).
Это очень важный процесс. Его эффективное выполнение во многом определяет порядок и эффективность использования площадки, предназначенной для маневрирования и стоянки грузовых автомобилей на территории склада. На схеме представлена последовательность работ, которые должны быть выполнены, чтобы машина с товаром смогла въехать на территорию склада и встать либо на место ожидания, либо сразу на разгрузку.
|
|
Если сравнить схемы на рисунке 11 и 12, то становятся очевидными следующие особенности процесса, представленного на рисунке 12:
· деятельность диспетчера подробно не описана – непонятно, как именно он проверяет возможность принятия машины с товаром (требуется более подробно отразить этот процесс либо на этой, либо на более детальной схеме);
· подробно не описана работа по проверке автомобиля охранником;
· анализ ситуации и принятие решения менеджером клиента вынесен за границы процесса;
· на схеме не видно, что автомобиль с грузом простаивает, а шофер ждет, пока ему разрешат въезд на территорию склада.
Таким образом, несмотря на форму представления (Work Flow), у схемы этого типа могут быть определенные недостатки, а именно:
· не показаны материальные потоки (их можно показать, но наглядно это сделать, как правило, затруднительно, как в данном случае с автомобилем и товаром);
· не всегда видна динамика процессов;
· не всегда подробно показано, как должны выполняться ключевые операции процесса (т.е. на них не сделан акцент);
· некоторые важные операции могут оказаться за границами процесса.
Тем не менее, рассматриваемая схема процесса в формате Work Flow решает задачу регламентации деятельности нескольких сотрудников склада и взаимодействия между ними, обеспечивая допуск автомобиля клиента на территорию склада.
|
|
Качество проработки схемы Work Flow (как и схем любых других типов) зависит от квалификации сотрудника, выполняющего эту работу.
Рисунок 11 – Пример цепочки создания ценности «Разгрузка и приемка товара на склад»
Рисунок 12 – Пример схемы процесса «Допуск автомобиля клиента на территорию склада» в формате Work Flow
Сравните описание процессов склада на схеме ЦСЦ (рисунок 11) и схеме Work Flow (рисунок 121). Очевидно, что первая схема дает более наглядное и полное представление о процессах организации в целом. Для описания работы склада потребуется создать несколько десятков моделей Work Flow, чтобы затронуть все проблемные области деятельности и разрешить возникающие противоречия. При этом схема ЦСЦ склада уместится всего на нескольких листах и предоставит возможность комплексного анализа ситуации. После выявления причин проблем и разработки подходов к их решению можно будет разработать Work Flow модели и регламентировать соответствующие процессы. Важно, что работа в данном случае строится по принципу «сверху вниз».