Билеты по философии. II семестр

1. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

В 13-14вв. завершается эпоха Средневекового христианства.

Эпоха Возрождения начинается в ~ 14 веке. Конец эпохи – 16 век.

«Возрождение» (по фр. «ренессанс»). Слово «возрождение» впервые применил Джорджо Вазари (художник, оформлял некоторые залы Ватиканского дворца, проектировал улицы Флоренции; писатель, им создано «Жизнеописание наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих») (под «возрождением» он понимал принцип повторности, повтор античности) (писал много о культуре Италии – прикладное искусство, живопись)

Возрождение начало переходить на другие страны Европы: Франция, Германия.

Появляется понятие «Северного Возрождения».

Влияние Италии на Западную Европу. Центр экономической и политической жизни.

Все отрасли знания сконцентрировались в Италии в эпоху Возрождения. В других странах они были восприняты, но претворены по-другому, со своим национальным колоритом.

Также эпоха Возрождения опирается на христианскую эпоху.

В эпоху Возрождения продвигаются вперёд многие техники, культуры, но, с другой стороны, эпоха постоянно смотрит назад.

С общественно-политической точки зрения эпоха Возрождения представляет собой переход от феодального общества к буржуазному. Переплетение разных обществ.

Разделение на классы: феодалы, крестьяне,…………..

Новые 2 класса:

· Бюргеры (основатели будущего класса буржуазии) (по англ. Капитал, по фр. Буржуазия)

· Ремесленники (формируются из крестьян, переезжают в город. Будущий рабочий класс)

Расширение этих двух классов.

Эпоха Возрождения – эпоха первых буржуазных революций. Возникает первая буржуазная революция в Нидерландах (переход от феодального к буржуазному обществу)

В результате образовываются Фландрия (Бельгия) и Голландия (Нидерланды).

В других странах буржуазные революции происходят значительно позже.

Всё это способствовало развитию материальной стороне жизни - первые ростки машинного производства (механизмы швейного производства и др. отрасли)

Меняются культурно-идеологические принципы. Они как бы сходят с небес на землю. Начинает развиваться научное знание (в основном, экспериментальное). В астрономии были заложены теоретические основы естествознания (Коперник, Галилей и др.). Большой интерес к природе и человеку. Происходит секуляризация культуры (лат. «секулярис» - «мирской», «светский»). Это слово подчеркивает светский характер культуры. (нужно отличать от сокрализации культуры («священный»))

Экспериментальная наука.

Данте, Петрарка, Шекспир.

Орландо Лассо, Палестрина.

Философия постепенно секуляризируется. Приобретает новый статус.

Основные философские вопросы эпохи Возрождения:

· Место человека в системе бытия

· Какова степень совершенства человека?

· Каково место Бога в системе бытия?

(ответы уже были сформулированы в предыдущие эпохи)

Вопросы философии во многом связаны с антропологией (место человека в системе мироздания). Основополагающими становятся антропологическими признаки.

Эпоха великих технических изобретений. Порох и компас начинают применяться в Европе. Изобретены телескоп и микроскоп.

Совершены первые величайшие географические открытия (1492г. – открытие Колумбом Америки)

Морской путь в Индию – 1498г.

Васко да Гама

Первое кругосветное путешествие – Ф.Магеллан.

Появляются различные полярные мнения. Человек – ничтожество в этом мире или НАОБОРОТ?

2. АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Антропоцентризм (человек в центре мироздания) и гуманизм – ответы на первые 2 вопроса философии Возрождения.

«Антропос» («человек») и «центр» - человек в центре мироздания (!) (уже был такой ответ в эпоху античности)

(В античной философии человек являлся мельчайшей частью космического бытия, но ОСОБОЙ частью)

(В античности – «человек – микрокосмос»)

Эта идея оказалась очень близкой философии Возрождения. Но философия Возрождения вносит ДОПОЛНЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК=КОСМОСУ (человек равен космосу, противостоит ему как равный)

ЧЕЛОВЕК=КОСМОС

В эпоху Возрождения в человеке обнаруживаются огромные способности <= изобретения (телескоп и микроскоп), географические открытия – ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПОЗНАНИИ МИРА БЕЗГРАНИЧНЫ (!)

Эпоха Возрождения – начало оптимизма в понимании человека.

Антропоцентризм => человек ощущает свободу (!)

В эпоху Возрождения становится значимым, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК ОТ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (!). Центральной фигурой становится ХУДОЖНИК (а в христианской философии был СВЯЩЕННИК)

Искусство – центр культурной жизни.

Во имя чего человек преобразует мир? – Во имя ПРОГРЕССА.

Какова степень совершенства человека? – ЧЕЛОВЕК СОВЕРШЕНЕН И ДОСТОИН ЛЮБВИ – ГУМАНИЗМ(!) (Любовь к человеку, к достоинствам человека; вера в человека, в его возможности)

Любой человек достоин любви.

Человек грешен, НО: человек со СВОИМИ БЕЗГРАНИЧНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОЗНАНИИ СЕБЯ может ПРЕОБРАЗОВАТЬ, ПЕРЕВОСПИТАТЬ себя => дисциплина «Педагогика».

Человек может преодолевать грехи.

3. ПАНТЕИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТЕИЗМА.

Место Бога в системе бытия

НОВОЕ место в картине бытия – «ПАНТЕИЗМ» (до эпохи Возрождения встречалось отдельно)

«ПАНТЕИЗМ» - «всё в Боге» или «Бог во всём»

ПАНТЕИЗМ – СОЕДИНЕНИЕ БОГА И МИРА, ИМ СОТВОРЁННОГО.

(Для христианской философии – ТЕИЗМ – мир сотворён Богом, но Бог существует в другом (особом) мире)

(Для христианской философии – противопоставление мира творящего (Бог, ангелы) и мира сотворённого – ДВОЕМИРИЕ)

Для пантеизма – противоположно: «Бог во всём». Нет разделения на 2 мира. МИР ЕДИН. Бог поселяется и живёт в этом мире (!).

(Пантеизм – попытка построить научную картину мира)

Эти принципы стали ОСНОВОЙ целого идеологического течения, характерного для эпохи Возрождения, - ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ (Италия, 14-15вв.)

4. ГУМАНИЧТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИТАЛИИ 15-16вв.

Сосуществовали одновременно:

· Гуманистическое движение

· Ортодоксально-христианское движение (идёт от средневековья)

Основные идеи и практические принципы итальянского гуманизма

  Ортодоксально-христианское движение Неортодоксально-христиансое гуманистическое движение              
Основные идеи Теоцентризм, аскетизм, теизм (Бог существует вне существующего мира) Антропоцентризм, гуманизм (человек- высшая ценность), пантеизм              
Участники Деятели церкви, профессора католических университетов, монастырские школы Интеллигенция              
Формы организации Соборы церкви, католические университеты Академия (в эпоху Возрождения – оплот свободомыслия), кружки, салоны              
Характер обсуждения философских и идеологических вопросов Диспут, дискуссия (истина одна) дис – корень «Разъединение» (точек зрения) Диалог (диа – объединение) – высказывания разных точек зрения с целью объединения между собой. У каждого человека есть право на высказывание своей точки зрения)              

5. Лоренцо Валла и его трактат «О наслаждении как об истинном благе»

(1406-1457гг.) Внимание современников привлёк формой изложения – форма ДИАЛОГА (от Платона). В трактате «принимают участие» 3 философа. Они обсуждают что является истинным благом для человека, о смысле человеческой жизни. 1ый - стоик (понятие и чувство долга (перед обществом, родиной, семьей), предопределенность судьбы), 2ой - (Эпикур последователь Демокрита, считал, что жизнь – наслаждение, т.е. без страданий и чувства страха перед богами или смертью (когда смерть приходит, нас уже нет) 3ий –христианин, утверждает, что высшая ценность - христианская добродетель, а ее основа заповеди Божьи. Валле ближе точка зрения эпикурейцев (цель жизни - наслаждение жизнью, отсутствие страданий и страхов). Валла считал, что существуют духовные и телесные наслаждения, он выступает против аскетизма, он философ-пантеист. В человеческой душе и в теле живет Бог, он растворяется всюду, он везде, поэтому телесные наслаждения реабилитируются. Наслаждение выше, чем долг и добродетель. Человек не может жертвовать своей жизнью за процветание родины. Все заповеди в библии направлены к другому человеку – общественная ценность и общественное благо. У стоиков форма общественного блага – долг, который с точки зрения Валлы – общие правила, которые применяются к разным индивидуально неповторимым людям, и все эти правила подавляют индивидуальность человека, а неповторимость человека в его чувствах, переживаниях и в наслаждениях, поэтому наслаждение у Валлы выше долга и любой другой добродетели.

Пример: человек потерял кошелек и сзади идущий должен отдать кошелек – это будет наслаждение – эпикурейская точка зрения (человек получит наслаждение от благодарности потерявшего кошелек человека, больше наслаждения будет, если сделать это прилюдно). Но если у человека тяжелая болезнь, то оставьте деньги себе – это т.н. индивидуалистический гуманизм – свобода человеком, восхищение человеком, человеческая индивидуальность.

6. Пантеистическое понимание любви в работе М.Фичино «Платоновское богословие о бессмертии души»

«Платоновское богословие» - один из манифестов итальянского гуманизма.

Фичино развивает платоновскую концепцию о мировой душе. (Фичино – христианский философ, но с пантеистическими идеями)

Фичино вносит в платоновскую идею 2 ВАЖНЫХ ДОБАВЛЕНИЯ:

· Космическая душа – ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ БОГА (она ему принадлежит) (а у Платона – душа – одна из четырёх первоначал мира) (А у Фичино, Бог – единственное первоначало мира!!!)

· Основное свойство космической души – ЛЮБОВЬ. Любовь – космический принцип. Любовь=Бог.

!!!Бог, сотворив этот мир, влюбляется в него!!! -> НОВАЯ ИДЕЯ

Любовь Бога к сотворённому им миру является ПРИЧИНОЙ СОЕДНИНЕНИЯ БОГА С ЭТИМ МИРОМ – БОГ РАСТВОРЯЕТСЯ В МИРЕ => ПАНТЕИЗМ (романтическое понимание)

Фичино называет эту любовь (любовь Бога к сотворённому им миру) – «НЕБЕСНОЙ АФРОДИТОЙ» (первый вид любви)

Каждая сотворённая Богом вещь отвечает Создателю ответной любовью – «ЗЕМНАЯ АФРОДИТА» (второй вид любви) – ответное чувство (особенно человека)

Любовь человека к Богу – это прежде всего любовь человека к природе, вещам, к другому человеку, потому что ВО ВСЁМ РАСТВОРЁН БОГ => ПАНТЕИЗМ

Нужно найти в себе Бога, подняться до Бога, следуя всем божественным заповедям.

ð КРУГОВОРОТ ЛЮБВИ

Человек может не суметь подняться до Бога в себе или даже потерять, но чувства при этом остаются – «ЗВЕРИНАЯ АФРОДИТА» («аморфиринус») – похоть, страсть.

Фичино считает любовь НАИВЫСШИМ БЛАГОМ!!!

7. Николай Кузанский как деятель церкви, философ и учёный. Пантеистическое понимание Бога как абсолютного максимума и абсолютного минимума.

(1401-1464) Родился в Германии в крестьянской семье недалеко от г. Куза (Кузанец). Настоящая фамилия Кребс Жил в Италии. Стал активным деятелем церкви. В 15 веке в 30х гг. собирается Базельский собор католицизма в Швейцарии. Решается вопрос об унии(соединении) католической и православной церкви. Кузанский выступал за унию. Становится генеральным викарием (помощником) Папы Римского (второй человек в иерархии римской католической церкви). Писал не только богословские сочинения, но и написал книгу, в которой выразил новые естественно-научные идеи, внес огромный вклад в развитие математики (родоначальник дифференциального интегрального исчисления). В целом ряде своих соч. он высказывает новые, и по сути еретические идеи по отношении к церкви, потому что становится сторонником гуманистического мировоззрения. Хотя делает это вполне традиционной схоластической форме. Вот почему он не пострадал от критики, также он находился под защитой Папы.

Свои новое мировоззрение и идеи он высказывает в работе «Об ученом незнании», где говорит мысль о том, кто такой Бог. Новизна его мысли заключается в том, что он пытается применить к богословию некоторые математические понятия. Бога в этой работе он называет абсолютным максимум и абсолютным минимум.

Абсолютный максимум – это то, больше чего ничего нет.

Абсолютный минимум – это то, меньше чего ничего нет.

Бог обладает качеством быть абсолютным макс и минимумом. Функцией абсолютного максимума и минимума выступает Бог, только он может обладать этими качествами. Понимание Бога как абсолютного максимума означает, что в мире нет ничего помимо Бога. Если мы будем двигаться в сторону увеличения мира (Кузанец считал, что мир бесконечен), то не будет ни одного фрагмента этой Вселенной, где не было бы Бога. Если мы будем мыслить мир, уходящий в глубины микромира (бесконечно уменьшающимся) ((появляются микроскопы в Нидерландах)) не будет ни единой частицы без Бога. Пантеизм объясняет чисто математически, но и пытается показать это геометрически. Бог – это ничто иное, как одновременно круг, диаметр и точка в центре этого круга. Это значит, что Бог явл творцом всего мира, он центр мироздания (теоцентризская идея Средневековья), но важно, что эта окружность круга постоянно увеличивается – это значит, что Бог – абсолютный максимум. Диаметр означает, что Бог покрывает всё пространство внутри бесконечно расширяющейся окружности Бог покрывает всю окружность. Поэтому Бог явл и абсол максимумом, и абсол мин, и центром всей Вселенной.

8,9. Пантеистическое учение Н.Кузанского о единстве и многообразии мира. Представление Н.Кузанского о конечности и бесконечности мира.

  Ортодоксально-теистическое мировоззрение Неортодоксальное пантеистическое мировоззрение Кузанского
Единство мира (источник единства) Бог Бог + мир (потому что в мире есть Бог)
Многообразие Мир Мир (возникает научная картина мира
Бесконечность Бог Бог(передает миру бесконечность; Бог обладает актуальной бесконечностью) + мир (потенциальная бесконечность)
Конечность Мир (в целом и в своих частях) Мир (в целом и в своих частях)

Под многообразием имеется в виду сосуществование необозримого количества различных вещей, явлений, процессов, существ, наполняющих бытие.

Единство – определенная сила, которая связывает это многообразие в определенную целостность.

Единство и многообразие с точки зрения ортодоксаль-теист м.р.з. (двоемирие) свойством единства, т.е. силой, которая объединяет весь многообразный мир, эти силы находятся не в мире, а в Боге (связующее начало).

В пантеизме (продолжение христианства) Кузанского единство и многообразие источником является Бог и присутствуя в мире, он передает свое свойства связывать многообразный мир воедино. При этих условиях мир (когда Бог в мире) становится источником единства.

Конечное – означает то, что имеет пределы, границы в пространстве и/или во времени. Каждая вещь имеет начало и конец.

Бесконечность – то, что не имеет пределов и границ ни в пространстве, ни во времени. Воплощение бесконечности в теизме – Бог, конечен – мир.

У пантеизма – если мир бесконечен (когда он с Богом), то почему он одновременно и конечен в целом и в частях? И как быть с догматом христианства о конце мира и апокалипсисе? И еще если мир бесконечен, значит Бог не в силах прервать его существование? А откуда тогда у него были силы создать этот мир? Мир не только бесконечен, но и безначален – противоречит основам христианства, ересь. Кузанский находит выход. Он вводит понятие о 2х видах бесконечности: 1 актуальная бесконечность – («актуальность» сейчас для нас это то, что значимо сейчас в этом месте, а тогда это то, что существует всегда и везде). Такой актуальной бесконечностью обладает только Бог. Безусловная бесконечность, потому что он всегда актуально бесконечен. 2 вид - потенциальная бесконечность – условная, неабсолютная, относительная, бесконечность с условием, что мир будет бесконечен до тех пор, пока в нем есть Бог.

Мир получается многообразен, а в пантеистическом м.р.з. он одновременно и многообразен и един, правда, если в нем присутствует Бог. Ниже в пантеизме мир одновременно бесконечен и конечен в своих частях.

Понятия единства и многообразия, бесконечность и конечность – противоположности, а учение о взаимосвязи и борьбе противоположных начал наз. Диалектикой

10. Диалектические идеи в философском и научном мышлении Н. Кузанского

Явился родоначальником диалектики в эпоху Возрождения. Диалектика с греч «спор», «искусство спорить». Весь мир в целом и его части состоят из противоположностей, которые не могут друг без друга существовать. Эти противоположные начала представляют собой связь и борьбу. Эту диалектику Кузанский рассматривает и на примере философских категорий (мир единый и многообразный, конечный и бесконечный) – эти противоположности характеризуют не только философское мышление, но и естественно-научное. К. говорит, что весь мир состоит из вещей, которые имеют геометрическую форма (а любая геометр форам сводится в конечном счете в прямую линию, а она равна точке, из которой развертывается весь мир). Например, круг – прямая линия. Диалектика – не просто взаимосвязь, а тождество противоположностей (неабсолютное, т.е. это всё-таки борьба). Точка – Бог творящая сила. Круг – мир, диаметр – всё, что покрывает мир, все процессы.

Диалектика – знак присутствия Бога в мире. Противоположности (кривая и прямая) будут бесконечно сближаться, сводиться к точке, а источником бесконечного является Бог (он источник диалектики – знак присутствия Бога в мире).

11. Н.Кузанский о роли чувственности и рассудка в познании мира

12. Н.Кузанский о роли разума в познании мира. Смысл понятия «Ученого незнания»

  Чувственность (ученое знание) Рассудок (ученое знание) Разум (ученое незнание)
Формы познания Вид познания, который осуществляется в формах ощущений, восприятий, представлений. Вид познания, который осуществляется в формах понятий, суждений, умозаключений. Форма постижения ученого незнания – интуиция.
Содержание познания Познает единичные свойства вещей. Обобщение отдельных единичных вещей, их свойств и отношений между ними. Отражает диалектику мира в целом и его частей, свидетельствующую о присутствии Бога в мире. Форма постижения ученого незнания - интуиция

Кузанский говорит, что всякое познание начинается с чувственного, потом переходит к рассудку. И чувство, и рассудок – формы ученого знания, которые не могут постичь диалектику, потому что наш рассудок обобщает (классифицирует). И как только рассудок пытается приблизиться к диалектике, он ломается. Увидеть связь противоположностей рассудок не может. Высшая форма постижения мира – разум, он выше 2х познаний. Разум постигает Бога. Ученое знание для этого не годится. Интуиция – постижение истины без доказательств. Разум – ученое незнание, которое постигает мир через интуицию, но для того чтобы интуиция была у человека, он должен стать мудрецом, старцем, ученым (уже должно быть 2 вида познания).

13. Основной вопрос философии 17 в. Основной вопрос философии 17 в. и решение в концепциях сенсуализма, эмпиризма и рационализма.

Италия – возрождение, а в 17 веке – Новое время. Культура и центр европейского развития перемещается в Северную и Центральную Европу.

Укрепление слоев буржуазного общества+ремесленники. Бурное развитие городского производства. Во Франции – паровой двигатель изобретен (Попэн). Доенные печи, сталеварение, кораблестроение, ткацкие станки. Век развития научного знания (химия, математика, астрономия – фундаментальные законы научного знания). Т.е. это тоже антропоцентризм.

Меняется профиль академии. Во Флоренции Торичелии. В Риме открывается академия «рысьеглазых». В Англии научная академия при короле (Ньютон один из членов), в Париже возникает Академия наук.

Воздействие религии, морали, науки на философию (она в 17 веке меняет направленность, в возрождении, вопросы антропологии интересны (место человека), а в 17 веке вопросы об основных принципах научного исследования мира.

Вопрос об отношениях между чувственным и рациональным познанием мира в процессе научного исследования мира. Основным разделом философии становится гносеология (учение о закономерностях познания мира в целом, о учении о познании, чувственном и рациональном).

17 век - тройственность познания Кузанского теряется. 2 вида в 17 веке – чувство и рациональность остаются – основной вопрос философии.

2 точки зрения об отношениях познаний:

1) Сенсуализм (сенса –лат. Чувства) – философская концепция, идея, которая полагает главным в процессе познания чувственное познание. Только через ощущения, восприятие даны факты природы. Сенсуалисты не отрицают рациональное познание, оно вторично, оно классифицирует, обобщает и обрабатывается чувственное познание. (Сенсуализм – философская концепция, которая полагает, что основой научного исследования мира является чувственное познание, а рациональное познание вторично и ограничивается обобщением, классификацией и анализом данных чувственного познания, Сначала факты – чувства, а потом законы – рациональное познание)

Факт – для человека солнце движется по орбите. ДО 17 века было убеждени, что не могут все глаза людей ошибаться, тогда природа /Бог закадывает в нас неверные ощущения. Если мы будем отталкиваться от фактов в рациональном познании, то это будет неправильно. Индийская легенда о 3 мудрецах. Им привели слона, которого они никогда не видели (старые, слепые). 1 из них сказал, что этот хобот – лиана(растение), другой подошел к ноге (дерево), 3 мудрец за уши – огромный лопух. И все были правы и неправы одновременно. Отдельно взятое свойство принималось за целую вещь – ошибка – целое сводили к единственному свойству. Представление может давать ошибку, это ведь не ощущение и не восприятие, это и то и другое с памятью.

2) эмпиризм (греч. Эмпирия Опыт)

Эмпиризм – рациональное познание вторично. В результате научного знания возникает определенная техника /микроскоп, телескоп, барометр, термометр, маятник Фуко (менял траекторию из-за вращения Земли)

Эмпиризм – познание, с помощью научной техники и эксперимента. Эмпиризм – разновидность сенсуализма. Но и эмпиризм может не всё. Человек смертен? С Точки зрения эмпиризма это не совсем так. Мы не можем доказать, что люди не живут 1 тысячу лет, может мы их не знаем. С научной точки зрения эмпиризм и сенсуализм должен проанализировать все судьбы людей. Нельзя верить чувственному познанию, тогда нужно собрать все факты. Другое направление - не будем доверять чувствам и приборам, а разуму!

3) Рационализм – философская концепция, которая помогает, что основой научного исследования мира является рациональное познание, а чувственное познание вторично и ограничивается переходом от рационального знания к знанию отдельных единичных вещей.

Партитура музыкального произведения (мы не знаем ни произведения, ни автора, и мы должны определить его форму) Какое познание будет главенствовать на вопрос: сонатная ли это форма? Надо иметь представление о сонатной форме – это рациональная область, знание. И после этого я могу посмотреть нотный текст. А читать глазами, слышать ухом – сенсуализм, а эмпиризм – с помощью рояля.

Дали ноты незнающему человеку – он начинает сопоставлять со знаниями, которыми владеет на вопрос, что это? Сопоставляет человек – эмпиризм.

14. Сенсуализм и эмпиризм Фрэнсиса Бэкона. Учение об идеалах и чувственном познании мира.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) половину жизни жил в эпохе Возрождения, но по взглядам – 17 век. В отличие от Кузанского учился в Кембриджском университет экономике и политике. Был всесторонне развитым. Журналист, писатель. Роман «Новая Атланида» (Образ будущего, человеческого счастья – основное место займет наука «Соломонов дом» - что-то вроде министерства науки)

Бэкон: «Знание – сила»

Проблема Шекспира, проблема Гомера, проблема Шолохова – проблема авторства этих писателей. Один из претендентов н авторство Шекспира – Бэкон, но сейчас это только гипотеза.

Философские взгляды – интересовала гносеология, философия науки.

Работа «о достоинстве и о усовершенствовании наук» (провел 1ую классификацию наук)

Самая известная работа: «Новый Органон» (инструмент мышления – органон) Обращение через века к Аристотелю Бэконом: Нам нужен новый органон. Законы логики, по Аристотелю приложимы к любой человеческой интеллектуальной деятельности.

Бэкон считал, что законы логики надо выводить не из головы, а из самой природы. Не могут быть одинаковы эти способы обучения. Бэкон считал, что знание Аристотеля абстрактно. Природа должна быть учителем человека.

3 типа ученых Бэкона:

1) Ученые пауки (ученые, ткут паутину слов, понятий и возникают подчас красивые узоры, иногда мушка появляется в паутине, но это паутина природе ничего не даёт; 1 паук – Аристотель, а потом и философы Средневековья)

2) Муравьи (работник, тяжкий труд, эти ученые собирают факты, подобно муравьям, раскладывают по полочкам, классифицируют – важная, но недостаточная работа; в эпоху Возрождения Бэкон считает, появились муравьи, но не хватает объяснений и законов из собранных фактов)

3) Пчелы (собирает и трудится как муравей, но из материалов она вырабатывает мёд, для науки будущего важны ученые – пчелы; как им стать?Надо отказаться от идолов (призраков) – те стереотипы, которые находятся в сознании каждого человека)

4 основных идолов:

1) Идолы рода (род – всё человечество, в сознании человека есть врожденные идолы рода –при встрече с чем-то незнакомым- я начинаю сопоставлять с тем, что мне известно, свожу сложное к простому – ничего не может быть хуже упрощения (Бэкон). Род и вид – понятие Аристотеля

2) Идолы пещеры (Платон) У каждого человека есть отдельная маленькая пещера – индивидуальные идолы – частично врожденные и приобретенные. Пример: 4 темпера Мента: если ученый, меланхолик, то он будет неуверенным, никуда не продвинется, холерик – торопится сделать выводы, от этих идолов надо избавляться

3) Идолы рынка – рынок – модель общения между людьми. Продавец – покупатель, мы всё время обмениваемся этими видами деятельности – современная модель общения – Продается за общий эквивалент человеческого товара – деньги (абстрактная единица стоимости). Деньгам безразлично, что мы покупаем. Слова и понятия часто уподобляются деньгам – это плохо. Каждое понятие должно иметь свое содержание, они не должны быть многозначными. Споры в науке превращаются в слова, а не споры о природе.

4) Идолы театра (связь с Шекспиром) деятельность ученого можно уподобить игре актера (текст дается автором, драматургом) Если ученый уподобляется актёру, а все научные теории уподобляются комедии, то открывая новые факты, ученый использует старые теории - надо или трансформировать теорию или создать новую.

Они мешают объективному познанию. Есть врожденные идолы (одинаковы у всех людей – трудно преодолимые) и приобретенные (опыт человека).

Ученый должен преодолеть эти 4 идола и начать научную деятельность, состоящую из 2х этапов: чувственное и рациональное познание

В результате преодоления идолов мы получаем чистое сознание (чистая доска – табула раса)

Прежде всего, ученый должен исследовать отдельные свойства предмета и его части, а потом к целому предмету. От частей к целому. Пример: ученый ставит задачу изучить свойство цвета желтого. 1ое чувственное познание – наблюдение за цветовым оттенком. Чем больше количество предметов, обладающих этим свойством, тем лучше мы его узнаем (объективно сделаем вывод). Золото, солнце в зените, шкура льва, цвет еды. Когда собраны факты, то переход к рациональному познанию.

15. Фрэнсис Бэкон об индукции и рациональном познании мира. Обобщение отдельных свойств вещей и учение о форма.

Вторичный этап – рациональный. Бэкон – сенсуалист и эмпирист. Переход от чувственного к рациональному он называет – индукцией (с лат. Наведение). Факты чувственного познания должны навести к обобщению, к законам. Это переход от чувств к рациональному/есть переход от единичного к общему – индукция. Для сенсуализма и эмпиризма характерна индукция. Обратный процесс от рационального к чувственному (от общего к единичному – дедукция (с лат. Выведение). Из общих принципов и понятий мы выводим единичные факты.

Рациональное познание не только обобщение (его 1ое значение) понятие желтизны – общее понятие, объединяющие все случаи желтого цвета, которыми характеризуются предметы. Рациональное познание, необходимо ученому объяснить (главная задача науки). Каким образом разные предметы органического и неорганического мира, земные и космические обладают общими свойствами? Природные вещи. Если самые разные предметы обладают едиными и теми же свойствами, то у них есть устойчивая основа бытия этого общего свойства – субстанция.

Это слово из античности, а там одни паукиJ и он обращается к понятию формы (как это не парадоксально, но понятие Аристотеля). У вещей, обладающих желтым цветом, формой – то есть определенный вид движения молекул (Демокрит). Нам нужно определить (изучить) различные виды движений молекул/атомов (Демокрит). Выделяет несколько типов движения молекул (их 19). Всего 19 видов движения и из них возникает огромное количество свойств. Комбинация из 10-11 знаков – это сочетание дает количество комбинаций. Вероятность угадать есть, но она ничтожна. Комбинаторика различных знаков.

2 этап – анализ фактов, как разные предметы имеют общие свойства? Общие формы из 19 типов движения. Бэкон избежал понятия Бога. Можно все объяснить природой. Бэкон – Материалист сенсуалист и эмпирист.

16. Рационализм Декарта и понятие дедукции. Учение об основных свойствах рациональных идей и роли сомнения в познании мира.

Франция более архаична. Абсолютистский строй. Мощна была католическая церковь. Католицизм ведет войну с протестантизмом (зарождается в 17 веке и распространяется 1572г. 26 августа «Варфоломеевская ночь») Архаическая страна в сравнении с Голландией и Великобританией. Классический феодализм: крепостные крестьяне, зачаточное состояние промышленного производства. Основное – с/х. Король Солнца – абсолютная власть короля, поддерж-я католической религией. В 17 в проникает протестантизм с движением гугенотов. Труд не является наказанием – протестантизм – ростки капитализма 24. 08. 1574 года варфоломеевская ночь столкновение между (гугенотами) протестантами и католиками. Краткая хар-ка эпохи. Спос-ти к математике с детства. «Геометрия царица математики, а математика царица всех наук». Родился в знатной дворянской семье, закончил колледж (иезуитский) Весь мир должен быть охвачен всеобъемлющей системой философского знания, великий систематизатор фил знания (Арист, платон)1618 офицер Француз армии за испанское наследство

Декарт (1596-1650)

(Бэкон основывался на физике, природе). А Декарт опирается на математику и геометрию. Из знатной и богатой семьи. Хотел создать общее философское знание, которое обхватит весь мир. Но отсутствие во Франции свободы мысли. Он в 1618 записывается в армию (идет 30-летняя война). В 1629 году – навсегда уезжает из Франции в Голландию. 1649 г. В Швецию.

Его работы: «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе для руководства разума и отыскание истины в науках», «принципы философии» (начало философии)

Дедукция – переход от рационального к чувственному – Декарт.

В структуре рационального познания мира он выделяет особый слой понятий, суждений и умозаключений – называемый идеями (самое начало познания, фундамент, с которого начинается знание). Понятие идей Платона для Декарта – совершенные образцы мыслей в его голове.

5 свойств рациональных идей:

1) Ясность (полная осознанность, которая должна характеризовать каждую идею – формулируемая в понятиях научного языка (например, зубная боль –это не идея, а состояние/пока мы её ощущаем, а когда человек осознает зубную боль и говорит это, то ощущение становится суждением)

2) Отчетливость (идеи могут быть ясными, но не отчетливыми, а смутными; иногда может болеть не зуб, а нерв, когда я пришел к врачу – источник, предмет идеи не тот, как думал человек, может быть неясен источник идеи)

3) Достоверность (для идей основополагающее – абсолютная истинность, идеи вечны и неизменны – обладают абсолютной достоверностью – истинный свет разума, Декарт вводит понятие (условия, при котором мы можем достигать 1ые три пункта (свойств идей): достичь рациональных идей 1, 2, 3 только тогда, когда мы сомневаемся (до этого это было 4 свойство – Гамлет). А Демокрит имеет в виду гносеологическое сомнение – это постоянные вопросы себе и миру. Сомневаться надо и в чувственном, и в рациональном познаниях. Сомневаться в существовании мира, Бога, в собственном существовании – это всё должно быть доказано. Сомнение должно сопровождать все мыслительные действия, потому что тогда мы начинаем мыслить. Только сомнение несомненно. (современники ставили эту концепцию под сомнение). Я мыслю, следовательно, я существую (Когито эрго сам) Я сомневаюсь – мыслю – существую. Эта достоверность недоказуема, идеи должны быть просты, что нам необходимо доказывать

4) Интуитивность (усмотрение истин без всяких доказательств)

5) Врожденность/характер, врожденные идеи (для Бэкона все берется из чувственного познания, а для Декарта – многие идеи даются с рождения – у ребенка нет опыта, но есть интуиция, для Декарта – неученое знание в отличие от Кузанского)

17. Декарт о рациональных идеях в философии и естественных науках, их интуитивном и врожденном характере.

Основные рациональные идеи делит на философские и естественно-научные. Философские идеи, отвечающие пяти признакам, это идея сомнения – она ясная, отчетливая и др 5 пунктов, идея мышления – это тоже все 5 пунктов. То, что мыслящее существо есть – это тоже основополагающая рациональная идея. Я мыслю, следовательно, я существую – единственное обоснования себя. Существует сомнение,значит существует мышления – то и я. Философские идеи рационального характера понятны и ребенку. Ребенку известно, что мир построен на причинно-следственных отношениях. Ребенок постоянно спрашивает «почему?».

Невозможно построить научную картину основываясь только на философских рациональных идеях. Для построения естественно-научной картины мира, необходимы еще и рациональные идеи, математические идеи, отвечающие всем 5ти признакам. Таких много, которых нельзя доказать, но очень ясны, что понятны и ребенку: Шар имеет одну поверхность – очевидная идея, врожденная, интуитивная, невозможно её доказать. 2 равные линии+2 отрезка= опять 2 равные линии – невозможно доказать, но очевидно. Эти идеи составляют фундамент всякого знания, а не с чувственного –они не организуют наше мышление и чувство. Наше сознание нечисто, с рождения. Рациональные интуитивные и врожденные идеи организуют наше мы мышления и чувства. С этих идей должно начинаться научное исследование, т.е. наше знание никогда не бывает чистое. Почему человек ошибается? – потому что мы не умеем развивать идеи, не обладаем дедукцией, мы неправильно переходим от общего к единичному.

Среди основополагающих идей мы находим еще одну идею. Не относящаяся ни к философ. Ни к естественным – это идея Бога в нашем сознании, она есть у каждого человека.

18. Идея Бога и способ доказательства бытия Божьего в философском учении Декарта. (идеализм, деизм, дуализм)

Среди всех идей находится в сознании человека главная идея Бога. Она схожа с идеей Платона (блага). У Декарта - это идея Бога.

Аристотель – Бог – вечный двигатель. Христианство – единственный творец, пантеизм – Бог везде. Декарт – сумма всех свойств идей, которые находятся в сознании человека. Для Декарта Бог, идея Бога –идея божественного разума. Бог не столько творец, спаситель, демиург, а божественный разум, мельчайшая частица которых находится в сознании человека в виде разумных идей. Бог имеет все идеи обо всем, что существует и может существовать, таким образом осуществляет творящую силу. Бог – разум – рационалистическая система.

Откуда и как в человеке возникает идея Бога? Они врожденные. Идеи могут появиться в разуме человека только одним способом: и внушил сам Господь Бог, значит он существует. Совершенство человека относительно, откуда мы знаем о несовершенстве? Потому что есть абсолютное совершенство. Если есть идеи лешего, ведьмы, то не значит, что они существуют. Чтобы распознавать несовершенство, надо быть абсолютным совершенством. Только сознание Бога и может удостоверить его существование.

(Фома Аквинский: каждая причина имеет свою причину существования, а у нее тоже причина – в конце Бог)

Доказательство Бытия Божьего в Античности ученые находили во внешнем мире. А Декарт: мы еще не доказали существование внешнего мира, то что я мыслю – существую, значит я есть. Это доказательство из разума, а не из мира и религии. Идея Бога – врожденная.

Истинное назначение разума – свидетельствует о существовании Бога – коперниканский переворот в философии, поворот к человеческому разуму.

19. Декарт о Боге как творящей субстанции и его атрибутах. Понятие деизма.

Бог – творящая субстанция (корень дерева, устойчивая основа бытия). У Бога есть определенные атрибуты (лат. Атрибус – «наделять», «Наделенный») – необходимые и неотъемлемые свойства одной вещи (атрибуты): 1)всеведение 2) всемогущество (осуществляется в творении мира) 3) всесовершенство Бога. Модусов – нет.

Бог творит 2 мира (субстанции): материальный (мир природы) и духовный (человеческая душа). Схожа с христианской концепцией – рационалистический вариант, но нет! Бог не вмешивается в мир. Он не творит чудо, больше он не вмешивается и не может его изменить. Противоречие. Он всемогущ, но не может изменить мир- объясняет - всё, что происходит в мире подчиняется законам (Бог их придумал, но не в силах их изменить)

Бог не общается, не корит, не поощряет человека. Такая концепция называется деистической.

Деизм (деис – по лат. Бог, теос – греч. Бог) – всемогущество в сотворении мира и ограничении в его изменении. Это философский Бог (как Демиург). Шаг к естественно-научной картине мира (после пантеизма/картина мира без Бога)

  • 2 мира она называет субстанциями (это сотворенные, а не творящие субстанции)

20. Декарт о сотворенных субстанциях, их атрибутах и модусах. Понятие дуализма.

В каждой субстанции есть атрибуты (необходимые и неотъемлемые свойства предмета) и модусы (приходящие, в зависимости от ситуации и внешней оболочки свойства вещей)

Материальная субстанция:

  • атрибуты - пространство (у Платона хора – пространство)объединяющее свойство вещей – всё обитает в пространстве
  • модусы – все остальное (физические свойства, кроме пространства), цвет, запах, движение – модус (ибо обусловлено другими предметами)

Духовная субстанция:

  • атрибуты – мышление (интуитивное, врожденное) отличие от животного – есть дух, но нет артибута
  • все психические свойства – ощущения, эмоции

начинает эту систему и заканчивает – сомнением.

Разделил совершенно два мира, разные миры: мышление вне пространства, физический и психологический миры (нет физических свойств). Объединяет только создатель – Бог. Для Бэкона движение внутри всего – атрибут.

? как может духовный мир познавать материальный мир и давать истинные знания (истинно постигаемый мир)

Дуализм – двойственность мира (двойной)

Мир двойствен:

- сосуществование двух независимых друг от друга субстанций (сотворенных метрии и духа)

Идеалистическая система Декарта.

Бенедикт Спиноза (Амстердам –голландский философ) Борух – настоящее еврейское имя.

Философское мировоззрение. Младший современник Декарта (1632 – 1677)

Учился в синагоге (до 24 лет жил в Амстердаме, потом скитается, умер в Гааге), воздействие трудов Декарта в раннем возрасте (15-16 лет) на Спинозу = переворот сознания, плохо влияет на сверстников, уходит от иудаизма, нет наследства, шлифовщик линз (мастер)

  • «Основа философии Декарта» (1ая работа). Резко отрицательное отношение к иудаизму (христианству) нерелигиозное сознание (христианская церковь объявляет гонения)
  • Богословско-политический трактат (научная критика Библии) Мастер шлифовальщик линз (мастер микроскопов)
  • Трактат о совершенствовании человеческого разума
  • «Этика» (главный незаконченный труд, учение о нравственности – этика) подзаголовок: доказанная в геометрическом порядке (ориентирование на математику – геометрию==/ аксиомы, теоремы, доказательства, около 300 теорий, леммы – из других наук, вспомогательные теоремы, выводы)

Проблемы антологии, гносеологии. Задача: научить человека быть счастливым. 5 глав (частей). Понятие Бога, познание. Важная задача – дуализм – сосуществование двух независимых субстанций (духовной и материальной) «как наш дух (неизвестно что) познает закономерности физического материального мира?»

21. Учение о субстанции у Декарта и Спинозы: общее и отличия

Декарт Спиноза
Бог =творящая субстанция Деизм – философское учение, согласно которому Бог сотворил мир, дал законы его существования, но далее в существование и развитие миров не вмешивается Дуализм Идеализм (мир творится божественным духом) Отдаляет Бога от природы Бог = творящая субстанция = равная природе Бог есть природа, как бы материальная вещь Бог есть «вещь мыслящая и протяженная» (в индекс запрещенных книг) Все явления природы творятся самой природой, популярная точка зрения среди научных исследователей. Почему он не отказался от понятия Бога? Предельно сближает природу и Бога Пантеизм Монизм Материализм

Пантеизм

Бог= природа= бог не творит мир (самого себя). Не растворение, просто Бог=мир

Бога невозможно извлечь из природы (тождествен) Бог покинуть природу не может (в пантеизме – растворяется в природе и если хочет – может покинуть мир) ==== Неклассический Пантеизм

1 субстанция – Бог= природе (свойства этого мира). Возврат к Фалесу и Гераклиту – монизм (один). Всё, что происходит в природе обусловлено законами самой природы. Материализм. Шаг к решению проблемы разделения 2х сотворенных субстанций (1 субстанция - решил проблему)

22. Спиноза об основных свойствах субстанции (пространственной бесконечности, надвременной вечности, внутренней причинности, свободной необходимости )

Декарт Спиноза
Атрибуты: 1) Всеведение 2) Всемогущество 3) Всесовершенство== 2 субстанции со своими атрибутами и модусами А) пространственная бесконечность (нет предела миру – нигде и никогда) бесконечность в пространстве Б) субстанция вечна (бесконечность во времени). Раньше вечность –то, что существует вне всякого времени (вечность не связана с временем), вечность – надвременное понятие. Законы, лежащие в основе природы не изменяются – гравитация.. Законы природы – и есть выражение вечности. Бог нужен, чтобы подтвердить эту гипотезу авторитетом. Бог – бесконечен и вечен =полезен для Спинозы Бог вечен = природа тоже как Бог – нет начала конца и вневремени, надвременная вечность В) причина существования мира? Выводит философию: субстанция или бог (деус) или натура (природа) – causa sui (причина себя) Единственная вещь – внутренняя причинность, причина есть сама в себе Г) свободная от внешних причин и зависимости, подчиняется только самой себе (законам и желаниям) субстанция «свободна» Свободная необходимость

23. Спиноза о реальных атрибутах субстанции (протяжение и мышление)

Протяженность и мышление – как реальные атрибуты субстанции и свойства вещей

Природа производящая: natura naturans и природа произведенная (вещи) natura naturato

Субстанция порождает вещи

Реальные атрибуты – присущи и вещам и субстанции

Реальные атрибуты субстанции и вещей:

  • Протяженность (протяжение) пространственная характеристика вещей, измеримостью обладает
  • Мышление

У Декарты были атрибуты двух разных миров. Присуще всем вещам и одной субстанции (богу)+ вся природа мыслит (живой организм).

Через это субстанция творит вещи (!)

Выделяет 2 аспекта (смысла) в понятии мышления:

  • Рациональное (чувственное) познание человеком мира (познавательная деятельность человека)
  • Весь мир обладает свойством - мылслимостью или познаваемостью (мышление – свойство человеческого ума)

Внутренняя связь между законами, которые лежат в основе мира в целом и каждой вещи, связь между законами в основе природы и в основе мышления

Законы причинности (общие законы вещей, человека)

Мир открыт нашей мысли, открытость мира человеческому познанию.

Субстанция тоже, законы общие, можно проникнуть в суть вещей.

24. Учение Спинозы о вещах как модусах субстанций. (фаталист, судьба – совокупность причин, необходимость от Демокрита)

Вещи как модусы субстанций (противополжны атрибутам)

Пространственная бесконечность Пространственная конечность
Надвременная вечность Временная длительность
Внутренняя причинность Внешняя причинность
Свободная необходимость (сама от себя зависит) Внешняя необходимость и отсутствие случайностей

Движение к полной несвободе человека (тоже вещь)

Если нет свободы – нет вопроса добра и зла и смысл жизни теряется (счастья нет)

Если человек свободен, то вывпадает из системы (субстанция или атрибут, но нет!) тогда он не свободен. У Спинозы счастья без свободы – нет.

Модус – то, что существует в другом и представляется (познается) через другое.

Вещь может существовать без модусов, но модус без вещей нет.? непонятный переход, разрыв от атрибутов к модусам? Откуда душа, как возникает душа?

25. Просвещение как общественно-политическая и культурно-идеологическое явление.

Век укрепления основ буржуазного общества (Голландия и Англия). Век подготовки буржуазных революций там, где их еще не было. (в первую очередь во Франции в 1789 г.). Франция во многом продолжает традиции 17 века, где наука – центр всей культурной жизни. В ней изменилось: не только средство познание мира, открытий законов, а и средством воспитания человека, общества. Были убеждены, что всякому прогрессу должен предшествовать прогресс человеческого сознания. В сознании люди должны быть идеалы и идеи, которые дадут представления о прогрессе. Идеалы: свобода, равенство и братство. 18 век наследник эпохи Возрождения (человек – высшая ценность). Идея равенства: многие были убеждены, что все люди равны перед природой (дает равные способности – что-то больше, что-то меньше, но они равны по количеству). Общество должно помочь каждому развить его способности (равенство всех людей перед законами + монарха) – идеи деизма (Декарт: Бог царствует, но не управляет, пантеизм – Бог в природе, но не управляет ею). Люди считали, что это идея равенства. Если они равны, то они не могут не стать братьями и сестрами. Считали, что в природе господствует гармония – общества должно повторять за природой – основа братства людей. Эти идеи нужно было заложить. Не все люди разделяли эту точку зрения (1 и 2 сословие: дворянство и духовенство, а 3 сословие торговцы и ремесленники были за)

Просвещение – идейное течение в 18 веке (как гуманизм в 17 в.) Одним из самых ярких изданий просветительства – французская энциклопедия (собрать в единое издание все научные данные и сведения по всем наукам и отраслям знаний с 1751-1780 (35 томов) Издание возглавили Дени Дидро и Жан Даламбер. Писали там Поль Гольбах, Шарль Монтескье и Давид Юм. Главная идея энциклопедии – люди все равны между собой (некоторые народы еще на другом этапе политической власти, общественного положения, но в этом виновата установка власти и ее надо менять.

Главный вопрос философии: что такое человеческое сознание и каково отношение сознания к окружающему людей материальному миру. Как влияет сознание на материю, и наоборот. Отношение между материей и сознанием.

26. Об отношениях между материей и сознанием (ВОМС)

Вопрос не новый. У Платона – хора – материя – начало мира.

В античности под материей понималась природа, материальный мир. А здесь материя отделяется от понятия природы. Не только естественная природа (Бог пан), а и природу, которую производит или участвует в возникновении человек, а это вторая природа. К материи стали относить явления материальной культуры. В понятие материи включаются все процессы человеческой деятельности + отношения между людьми.

Изменение с понятием «сознание». До этого оно редко было, а знание и мнение. Сознание – осознанное знание. (было и неосознанное знание - интуиция.

Суть ВОМС: (постепенно открыто в 18 веке), включает 2 аспекта:

1) Вопрос о том, что первично, и что вторично в отношении между материей и сознанием. Имеет характер онтологический. Философы разделились: 1) материя первична (еще с 17 века Лейбниц провел классификацию на материалистов и идеалистов) 2) первично сознание – идеалисты (философское м.р.з) Эти понятия исчерпывающим образом характеризуют всю структуру мироздания (материализм и идеализм)

2) аспект гносеологическое содержание вопроса. Познаваем ли материальный мир через сознание человека. Философы делятся: материальный мир познаваем через сознание (порядок и связь вещей те же, что и связь вещей по Спинозе. Декарт усомнился в познаваемости материи). 1 деление философов «Гносеологический оптимизм» - вера в то, что наше сознание может постигнуть мир. 2 лагерь гносеологический пессимизм» - возможности какие-то есть у человеческого сознания, но мир мы никогда не познаем, эти законы бесконечны, а человек приходящий, он конечен.

Агностицизм – не познавание мира.

Материя – физическая реальность. Материализм – направление в философии.

Основ типы мрз 2 стороны ВОМС Материализм Объективный идеализм Субъективный идеализм
Религиозно-философский объективный идеализм нерелигиозно-философский объективный идеализм
1.Что первично и что вторично в отношении между материей и сознанием Материя первична, объективна, т.е. существует до сознания, как вторичную субъективная в человеке реальность Сверхиндивидуальное сознание безличного Бога – первично и порождает весь мир, материю, как вторичную реальность Сверхиндивидуальное вне божественное сознание первично и является предметом подражания для материи как вторичной реальности. Индивидуальное сознание первично и является совокупностью элементов психики, из которых состоит материя, как вторичная реальность
2Познаваема ли материя через сознание и достижима ли объективная истина Материя познаваема, и объективная истина достижима. 17 век – Бэкон, Спиноза 18 век – Дидро, Гольбах. Гносеологический оптимизм Сочетание элементов гносеологического оптимизма (Вальтер, Руссо) и пессимизма (17 в. Декарт) Мир не познаваем, почти во всех теориях гносеологический пессимизм или агностицизм. Давид Юм – шотландец и Джордж Беркли - ирландец

Материя долго существовала до возникновения сознания человека, значит она первично по отношению к сознанию. У австралопитеков возникают первые проблески сознания, появляются человеческие действия. Материя порождает человеческое сознание, является причиной возникновения и существования сознания. Материя постепенно развиваясь достигает такого уровня, что появляется мозг – самая сложная форма материального мира. Сознание похоже на свою родительницу. В основе материи лежит свойство схожее с человеческими ощущениями.

27. Понятие материализма. Основные представители 17-18 веков материалистической философии.

Франция (Дидро, Поль Гольбах, Бэкон, Джон Локк.. По ребенку узнаем родителей, по сознанию можем судить о материи.

Объективная истина достижима, материя познаваема (гносеологический оптимизм). Ученые тяготели к материалистической теории.

Материализм – философское направление (тип м.з.р), который полагает, что в отношениях между материей и сознанием, материя первична, а сознание вторично, и которое считает, что материя познаваема через сознания человека, и объективная истина достижима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: