делятся на две группы:
· - социальная инфраструктура – элементы, связанные с обслуживанием населения и составляющие материальную базу таких сфер, как здравоохранение, просвещение, культура, отдых, спорт, розничная торговля и т.д.;
· - производственная инфраструктура – элементы, связанные преимущественно с производством, хотя они частично и обслуживают население.
Она представлена такими отраслями, как транспорт, связь, электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации, складское хозяйство, очистные сооружения, гостиничное хозяйство, банковское и страховое обслуживание, наука, сервис и т.д.
Общим для обеих групп является то, что они:
Имеют вспомогательное обслуживающее значение, причем их функции являются межотраслевыми.
В экономическом смысле инфраструктура обладает тремя важными характеристиками:
· - все составляющие ее отрасли не создают материальных продуктов, а предоставляют услуги производственного и непроизводственного характера, поэтому затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей отрасли;
|
|
· - современное производство не может развиваться в данном конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно опережать хозяйственное освоение территории;
· - уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности экономического развития региона.
Каждый элемент инфраструктуры более или менее четко поддается количественному учету (мощность, пропускная способность и т.д.).
Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность принять новые отрасли и предприятия без существенных сопряженных затрат определяется, наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры.